Познание лекция по обществознанию. Виды знаний

Тема считается сложной, так как мы изучим сущность внутренних процессов головного мозга и Мы определим понятие ИСТИНА, а также выделим ВИДЫ ЗНАНИЙ. Каждую тему мы начинаем с определения. Итак, что такое познание? Если это человеческая то для чего она, на что направлена, какова ее ЦЕЛЬ?

Вспомним, какие признаки характеризуют ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ человека? Это Соответственно, это признаки и ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Итак, даем определение!

Чем она характеризуется, какие проблемы решает? Теория познания носит название ГНОСЕОЛОГИЯ (от греческого гнозис – знание). Гносеология решает ряд важных познавательных проблем порядка.

Итак, познаваем ли мир? Если Вы отвечаете ДА, вы – ГНОСТИК! Если отвечаете отрицательно, имея ввиду слабость органов чувств человека (общеизвестно, то, что обоняние собаки гораздо сильнее человеческого, зрение хищных птиц во много раз превосходит зрение человека), то Вы – АГНОСТИК. Ирландский философ Д. Беркли так иллюстрировал эту дискуссию на примере спора греческих мудрецов Филониуса и Гиласа.

Поистине, мое мнение заключается в том, что все наши мнения одинаково суетны и недостоверны. То, что мы одобряем сегодня, мы осуждаем завтра… И я не думаю, чтобы мы могли познать что-либо в этой жизни. Наши способности слишком ограничены, и их слишком мало.

Филониус. Как! Ты говоришь, что мы ничего не можем познать, Гилас?

Гилас. Нет ни одной вещи, относительно которой мы могли бы познать ее действительную природу или то, что она такое сама в себе.

Филониус. Ты хочешь сказать, что я в действительности не знаю, что такое огонь или вода?

Гилас. Ты можешь, конечно, знать, что огонь горяч, а вода текуча; но это значит знать не больше, чем какие ощущения вызываются в твоей собственной душе, когда огонь и вода соприкасаются с твоими органами чувств. Что же касается их внутреннего устройства, их истинной и действительной природы, то в этом отношении ты находишься в совершенной тьме» (Д. Беркли).

Попробуйте определить, кто здесь ГНОСТИК, а кто АГНОСТИК? Гилас утверждает:

«…Наши способности слишком ограничены, и их слишком мало… Нет ни одной вещи, относительно которой мы могли бы познать ее действительную природу… Что же касается их внутреннего устройства, их истинной и действительной природы, то в этом отношении ты находишься в совершенной тьме…».

Он отрицает возможность ИСТИННОГО познания, он АГНОСТИК. Итак, еще один важный для нашего занятия, ключевой термин:

ИСТИНА – это соответствие наших представлений о познаваемом объекте его реальной сущности.

Другие важные вопросы теории решаются в зависимости от типа МИРОВОЗЗРЕНИЯ – и (ПРАКТИЧЕСКОГО). Человек с религиозным типом мировоззрения на вопрос о происхождении мира ответит «Это акт божественного творения», а с научным – с точки зрения теории «Большого взрыва».

И тот и другой человек в данном случае будет прав… Прав с точки зрения своего типа мировоззрения! Здесь мы подходим к ВИДАМ ИСТИНЫ. В данном случае – истина Обе субъективные точки зрения одинаково общеприняты! Агностики утверждают невозможности достижения полного знания о предмете, явлении. По их мнению, постичь суть вещей невозможно, можно только приблизиться к полному, исчерпывающему знанию. Значит, они признают возможность ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ИСТИНЫ. Гностики, наоборот, признают возможность получения полного знания – АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНЫ. Таким образом, выделяют два вида истины – АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА.

АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА – исчерпывающее знание о предмете (явлении), которое никогда не будет опровергнуто.

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА — ? Подумайте над формулировкой?

Мы видим, что сложность темы в том, один тип истины легко переходит в другой, а затем может превратиться в Так, представления средневековых людей об устройстве мира были для них АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ (Земля – центр Вселенной), были опровергнуты ГЕЛИОЦЕНТРИЧЕСКОЙ ТЕОРИЕЙ Коперника – Бруно, а нам сегодня представляются смешным заблуждением.

Каков механизм ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ человека? Начало ему дают наши органы чувств, которые соприкасаясь с познаваемым объектом, поставляют информацию о нем головному мозгу (зрение, осязание, обоняние, слух, вкус). Эта первичная информация есть

Другие формы ЧУВСТВЕННОГО (ОПЫТНОГО, ЭМПИРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ) – (оценка полученной от ОЩУЩЕНИЯ и – образ воспринятого объекта, который наш мозг с помощью АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ может воспроизвести в любой момент, даже не соприкасаясь с ним органами чувств.

Для каких видов ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ характерно Для А вот основана на рациональном логическом мышлении. Но, информацию ей дает чувственное познание, например.

Наука – понятийное знание. Соответственно, РАЦИОНАЛЬНОЕ (умственное) познание начинается с
ПОНЯТИЯ – определения изучаемого объекта .
Понятия связываются в СУЖДЕНИЕ – законченную мысль.
Цепочка логичных суждений превращается в УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – конечный вывод , который в науке носит форму ТЕОРИИ, объясняющей познаваемое явление.

Таким образом, чувственное познание является предпосылкой

Основными способами познания, которые формируют в результате специфические ВИДЫ являются

  • РЕЛИГИОЗНОЕ ПОЗНАНИЕ – основанное на вере;
  • ЭСТЕТИЧЕСКОЕ – средствами искусства, основанное на представлениях о прекрасном;
  • НАУЧНОЕ – основанное на теоретических и логических рассуждениях;
  • ОБЫДЕННОЕ – основанное на практическом опыте и повседневных представлениях человека.

Теперь закрепим полученные сегодня теоретические знания на примере решения заданий! Вначале выполним задание 27 тестовой из (на примере

Применяем наши знания по теме «Виды знаний» и вписываем недостающие слова и словосочетания в пропуски.

И наш ответ, который мы переносим в бланк — это цифровая последовательность 769854. А теперь делаем сложное письменное задание 25 из демоверсии ЕГЭ 2016.

Задание 25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «относительная истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) определения истины, и одно предложение, раскрывающее особенности этого вида истины.

Рассуждаем! Мы сегодня определили две истины – относительную и абсолютную. Значит, относительная истина – это вид истины. Теперь вспомним, что ее отличает, особенность? Например, результат определенного уровня развития науки.

Даем определение:

«Относительная истина – вид истины, характеризующий определенный этап развития науки».

В определении ИСТИНЫ видим, что это знание, соответствующее реальной действительности. Отвечаем, максимально подстраиваясь под формулировку вопроса:

«Критерием определения истины служит соответствие познаваемой действительности».

Одно предложение, раскрывающее особенности этого (относительной) вида истины. Чем еще характеризуется ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА?

«Относительная истина характеризуется субъективностью».

И наш полный ответ:

«Относительная истина – вид истины, характеризующий определенный этап развития науки.

1. Критерием определения истины служит соответствие познаваемой действительности. 2. Относительная истина характеризуется субъективностью».

Таким образом, мы сегодня разобрали с вами две темы из – Виды знаний. Понятие истина, ее критерии.

Познание

Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.

Виды познания:

    обыденное (практическое) совершается в повседневном опыте – в труде, общении..

    научное – главный источник рациональных знаний людей мире

    философское

    художественное (образное)

    социальное

Объект познания * познаваемый предмет

* весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним

взаимодействую люди и общество в целом

* человек

Субъект познания * человек, общество

Чувственное познание – человек получает информацию о предметах и явлениях

окружающего мира с помощью органов чувств

Формы чувственно познания:

    ощущение (представляет собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств)

    восприятие (в процессе него у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства

    представление (такая форма познания, при которой чувственное отражение предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно)

Рациональное познание – (немецкое разум) – на этом этапе включаются механизмы

мышления. Новые представления связываются с теми,

которые были получены ранее.

Формы рационального познания:

    Понятие – представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений

    Суждение – представляет собой форму мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо. Высказывая суждения, человек пользуется понятиями, которые являются элементами суждения.

    Умозаключение – это получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления.

Виды умозаключений:

А) дедуктивное – представляет собой цепь рассуждений, звенья которой связаны

отношениями логического следования от общих утверждений к

Б) индуктивные – умозаключения располагаются в цепи в последовательности от

частных к общим. Индуктивные умозаключения наводят на мысль.

Интуиция – специфический познавательный процесс, приводящий к новому знанию.

Сознание – мера интенсивности нашего взаимодействия с действительностью

Подсознание – процессы в психике, которые мы не отслеживаем в сознании, не

осознаем

Самосознание – это особое состояние сознания, когда оно обращается на самое себя.

Основные направления познания

Самопознание Познание природы Познание общества

Агностики считали, что получить достоверные знания невозможно

Эмпирики считали, что это можно сделать только при помощи ощущений

Рационалисты утверждали, что критерием истины может быть только разум

Истина – соответствие полученных знаний содержанию объекта познания

Методы познания

    Метод наблюдения (целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта)

    Метод имперического описания (полученные сведения фиксируются с помощью средств языка либо в других знаковых формах)

    Метод эксперимента (метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях.

Виды эксперимента:

а) исследовательский (направлен на обнаружение новых, неизвестных науке

б) проверочный (контрольный) – в ходе него осуществляется проверка

теоретических предположений, гипотез

в) физический, химический, биологический, социальный

Познание – это процесс постижения человеком новых, ранее неизвестных знаний.
Структура процесса познания:

  1. Субъект познания – активно действующий индивид, социальная группа или общество в целом, наделённые сознанием и целеполаганием.
  2. Объект познания - то, на что направлена познавательная активность субъекта. Может быть одушевлённым (сам человек, животное) и неодушевлённым (явления природы); материальным (реально существующий объект) или идеальный (гипотеза, теория).
  3. Результат познания – знание – продукт отношения мысли к действительности, существующий в логически языковой форме, в виде понятий, суждений, символов, знаков.

Характеристика основных видов познания



Вопрос о соотношении чувственного и рационального вызвал появление двух философских направлений.
Эмпиризм - единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
Рационализм - наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая высшая. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности.

Знание - результат познания действительности, содержание сознания.

Виды знаний:
Заблуждение – знание, не соответствующее реальному объекту, но принимаемое за истину. Ложь - сознательное искажение образа объекта.
Житейское - основано на здравом смысле, формируется в результате повседневной жизни людей, сводится к констатации фактов и их описанию.
Практическое - основой является деятельность людей по реализации потребностей.
Художественное - строится на образе, характеризуется эмоциональностью, субъективностью.
Научное - характеризуется стремлением к объективности, системностью, логичностью, существует в форме понятий и категорий, общих принципов, законов, теорий.
Рациональное - отражает реальность в терминах, строится на рациональном мышлении.
Иррациональное - отражает реальность в эмоциях, часто основано на интуиции, не подчиняется законам логики.

Формы познания

Научное - объективное, системно организованное и обоснованное знание
эмпирический уровень
методы:
– наблюдение;
– эксперимент;
– описание.
теоретический уровень
методы:
– индукция (от частного к общему);
– дедукция (от общего к частному);
– анализ (разложение целого на части)
– синтез (соединение отдельных знаний в единое целое)
Ненаучное - разрозненное, несистематизированное знание, которое не формализуется и не описывается законами
донаучное – предпосылки научного знания
паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием
лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки
антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности

Особенности социального познания:
- субъект и объект познания совпадают (общество изучает самого себя, социолог видит процесс изнутри, так как сам является участником общественных отношений. Поэтому большую роль играет личностная оценка общественных явлений);
- ограничены возможности исследователя (не всегда можно провести эксперимент);
- сложность и изменчивость объекта изучения порождает плюрализм точек зрения на общество.

При изучении общества следует применять конкретно-исторический подход :
- устанавливать зависимость между прошлым и будущим;
- выявляя общие закономерности, необходимо помнить о своеобразии и неповторимости исторического пути народов, стран, регионов;
- изучать общественные явления в их многообразии и взаимозависимости;
- рассматривать текущую деятельность как результат предыдущей.

Особенности познания средствами искусства:
- эмоциональная окрашенность;
- осуществляется при помощи образов.
Образ – это отражение действительности, обладающее определёнными свойствами реально существующего предмета, преломлённое через внутренний мир творца (художника, режиссёра, писателя).
Канон – свод прикладных правил создания образа. Характеризуется особенностями мировоззрения эпохи. (Например, в период античности воспевается красота человеческого тела, пропорциональность; в Средние века тело воспринимается как нечто греховное, поэтому изображается плоско, покрыто одеждами).

Тест по обществознанию Познание и знание для 10 класса с ответами. Тест включает две части. Задания с выбором ответа (10 заданий) и задания с кратким ответом (3 задания).

Задания с выбором ответа

1. Философское учение, отрицающее возможность познания, называется

1) агностицизмом
2) идеализмом
3) рационализмом
4) сенсуализмом

2. К формам чувственного познания относится(-ятся)

1) понятие
2) представление
3) суждение
4) все перечисленные

3. Форма чувственного познания, которая даёт целостное отражение предметов в многообразии их свойств, — это

1) ощущение
2) восприятие
3) представление
4) понятие

4. Правильное отражение предметов и явлений познающим субъектом называется

1) представлением
2) опытом
3) познанием
4) истиной

5. Верны ли следующие суждения об отличии чувственного познания от рационального?

А. Чувственное познание, в отличие от рационального, предполагает наличие объекта познания.
Б. Чувственное познание, в отличие от рационального, требует использования теории.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения об истине?

А. Истиной является соответствие мысли предмету.
Б. Истина - это достоверное знание.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

7. Верны ли следующие суждения об относительной истине?

А. Относительная истина со временем может оказаться заблуждением.
Б. Из относительных истин складывается абсолютная истина.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

8. Один философ утверждал: «Каждый нормальный человек на вопрос, откуда известно, что роза красная и прекрасно пахнет, сошлётся на свои ощущения. Я вижу, скажет он, красный цветок и ощущаю его аромат. Следовательно, ощущения - подлинный источник знаний». Какое философское направление иллюстрирует приведённое утверждение?

1) рационализм
2) сенсуализм
3) идеализм
4) агностицизм

9. В повседневной жизни и в науке приходится сталкиваться с такими знаниями, которые нельзя получить или выработать с помощью чувственного восприятия. Нельзя, например, увидеть, услышать, понюхать или потрогать число, исторический процесс и т. д. Для того чтобы сформировать сложные знания о мире в целом, о происходящих в нём изменениях, необходимы логические процессы. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что речь идёт о рациональном познании?

1) воспроизводит внешние стороны и свойства изучаемых объектов
2) характеризуется наглядностью и предметностью возникающих в результате познания образов
3) отличается непосредственностью, выражающейся в прямом воспроизведении объекта
4) воспроизводит объекты на основе внутренних закономерных связей и отношений

10. «Делу время - потехе час», «Не зная броду - не суйся в воду», «Утро вечера мудренее» являются примерами

1) знаний, основанных на здравом смысле
2) научных знаний
3) паранаучных знаний
4) знаний, основанных на мифологии

Задания с кратким ответом

1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «гуманитарное знание».

Духовные ценности, понимание, философия, однозначность, мировоззренческие ориентиры.

Найдите и запишите термин, не связанный с понятием «гуманитарное знание».

2. Найдите в приведённом ниже списке особенности научного познания и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) образность
2) объективность
3) фрагментарность
4) системность
5) проверяемость
6) субъективность

3. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«__________(А) - это отражение отдельных свойств предметов, явлений, процессов. В отличие от него __________(Б) даёт целостную картину объекта познания (чувственно-конкретный образ). __________(В)актуализирует образ объекта познания, запечатлённый в памяти, а следовательно, когда-то воздействовавший на наши органы чувств. Чувственное познание представляет собой непосредственное единство __________(Г) и объекта познания, т. е. человека и мира. Формы чувственного познания нередко искажают __________(Д), неточно и однобоко её воспроизводят. Обобщение, выделение повторяющегося в явлениях, __________(Е) приобретает решающее значение на второй ступени познания - ступени рационального познания».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) представление
2) истина
3) действительность
4) абстрагирование
5) измерение
6) субъект
7) ощущение
8) эксперимент
9) восприятие

Ответы на тест по обществознанию Познание и знание для 10 класса
Задания с выбором ответа
1-1
2-2
3-2
4-4
5-4
6-3
7-3
8-2
9-4
10-1
Задания с кратким ответом
1. однозначность
2. 245
3. 791634

Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич

Работу выполнила Васильева Елена

Слайд 2

Определения знания и познания

Познание- это процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром.

Знание- результат познания.

Слайд 3

Виды познаний

Виды познаний

  • Чувственные (сенсорные) органы чувств: обоняние, осязание
  • Слух, зрение, вкус, интуиция.
  • Рациональные абстрактное мышление
  • Ощущение
  • Понятие
  • Восприятие
  • Суждение
  • Представление
  • Умозаключение
  • Реальные
  • Нереальные
  • Слайд 4

    Познаем ли мы мир?

    Пессимисты- отрицание познаваемости мира

    Оптимисты- утверждение принципиальности познания мира

    Скептики- признавая, что познание мира возможно, выражают сомнения в достоверности полученного знания

    Агностицизм (от греч. Agnostos- непознаваемый)- философское учение, отрицающее возможность познания. С развитием знаний агностицизм не умер

    Сторонники гносеологического (от греч. Gnosis- познание и logos- учение, слово о познании) оптимизма- не отвергая сложностей познания, трудности выявления сущности вещей, доказывают несостоятельность агностицизма. Их аргумент- ясность и отчетливость научной мысли, общезначимость получаемых результатов, невозможность существования человека без знаний, проверяемых в реальной практике жизни

    Слайд 5

    Познание чувственное и рациональное

    Ощущение- результат внешнего воздействия на органы чувств человека, передающие отдельные свойства предмета (цвет, вкус, запах, звучание, форма)

    Восприятие- совокупность ощущений. Создающая целостность образа предмета

    Представление- образы, возникающие в памяти человека на основе прошлых ощущений и восприятий

    Понятие- элементарная единица рационального мышления, отражающая общие признаки предметов, и выражающаяся с помощью слов и сочетаний

    Суждение- совокупность понятий, отражающая связи и отношения между предметами и свойствами, и выражающаяся в форме предложений

    Умозаключение- высшая форма абстрактного мышления- процесс получения из двух или нескольких суждений нового суждения, опираясь на основу логики

    Слайд 6

    Истина и её критерии

    Истина- это…

    • Соответствие полученного знания действительности, такое отражение объекта познающим субъектом, при котором познавательный объект воспроизводится так, как существует сам по себе, вне сознания
    • Соответствие представлений или утверждений реальному положению дел
    • Продукт познания
    • Знание, похожее на действительность
  • Слайд 7

    Виды истины

    Абсолютная- Полное, исчерпывающее Знание о сложном объекте

    Относительная- ограниченно верное знание о чем- либо.

     

    Возможно, будет полезно почитать: