Древние религии кратко. Что такое религиозное верование? Возникновение религиозных верований

Сегодня затруднительно дать однозначный ответ на вопрос, какая из религий самая древняя, возникшая первой. Археологические раскопки дают всё новую и новую почву для очередных выводов касательно возникновения религии.

Ислам – молодая религия

Предание себя Богу – так переводится с арабского «ислам». Эта религия, являющаяся одной из мировых, зародилась лишь в седьмом веке. Её последователи – мусульмане, общины которых есть в ста двадцати странах. Двадцать три процента населения планеты – мусульмане. В сорока девяти государствах они составляют большинство.

С исторической точки зрения – это очень молодая религия. Обретение личного опыта, не причинение никому вреда, открытость взору Божьему – вот то, что лежит в основе ислама. Верующие считают, что только Бог решает, когда ему сотворить душу, а когда её растворить, соответственно она появляется не с рождением и пропадает не в момент смерти человека. По мнению мусульман, судьбу человека решает только лишь Аллах.


Эту религию можно назвать самой молодой ещё и потому, что среднестатистическому мусульманину всего двадцать три года.

Каким было древнее христианство

Традиционное мировоззрение население претерпело значительные изменения с появлением новой религии – христианства. Она появилась в конце первого века до нашей эры – в первой половине первого века нашей эры в Восточном Средиземноморье.


С появлением христианства мифологическое представление о жизни и миропорядке начало рушиться, появилась вера в бога-спасителя, который сможет спасти каждого человека. Основным атрибутом справедливого и чистого бога стала справедливость.


Культы Восточного Средиземноморья проявлялись в разной форме. В конце концов, для распространения христианства была подготовлена почва, так как именно в нём нашли своё наибольшее воплощение возникшие к тому времени тенденции. В раннем христианстве обожествлялось страдание, так как Божья благодать открывалась исключительно страдающим. Вера призывала к единению в любви, не деля людей на чужих и своих.


Христиане воспринимали себя на земле как временных странников. В центре учения, в то же время, находился именно человек, неся ответственность за свои поступки и имея возможность выбрать свой путь в Царство Божие. Так было положено начало превращения христианства в мировую религию.


Сначала последователи проповедника Иисуса были лишь небольшой группой. Учение о нём возникло в первой половине первого века нашей эры. Иисус, продолжая пророческое движение, первое время выступал в качестве пророка. Он выступал против ритуальной регламентации, формальной обрядности, что повлияло на дальнейшее распространение христианства.

Идея христианского милосердия заключалась в помощи всем страждущим, причём не важны причины этих страданий, не важно, женщина это или мужчина, бедняк, калека или блудница. Милосердие касалось отдельной личности. Христианство говорило, что любой может спастись через веру. Постепенно христианство, завоёвывая души людей, стало превращаться в мировую религию.

Самая старая религия на Земле

Самой старой религией на свете из ныне известных (мы не берем во внимание первобытные культы) является зороастризм. Точная хронологизация зародившегося в Иране учения затруднена давностью лет. Большинство специалистов сходится во мнении, что корни зороастризма уходят в шестое тысячелетие до нашей эры, а значит, возраст зороастризма превышает 7 тысяч лет. Первые письменные памятники этой религии появились на рубеже новой эры, однако на тот момент зороастризм уже был крайне древним. Первые материальные источники учения были записаны на ныне мертвом языке «Авесты» – так называется священная книга зороастрийцев.


Центральное место зороастризма занимает божество Ахура Мазду – безначальный творец всего сущего, отец всех законов мироздания и лидер стороны Добра в борьбе со Злом, которое происходит в мире без его дозволения. Его единственным пророком среди людей был Заратустра, который, согласно учению, донес до людей правду о божьем откровении и открыл глаза на дурные обычаи: кровавые набеги на соседние племена, мародерство, учения жрецов, поощряющие насилие.


Зороастризм оказал огромное влияние на авраамические религии, в том числе на крупнейшие: иудаизм, христианство, ислам.

Какие ещё есть древние религии

Известны несколько наиболее древних религий. Одной из таковых является религия шумеров. У них был довольно сложный пантеон богов. Человек должен был подчинять свою жизнь служению этих богов. Посредниками между людьми и семью главными богами были боги, которых называли ануннаками.


Одна из самых необычных – религия инков. Их пантеон очень разнообразен, так как, завоёвывая новые народы, они добавляли их божества в свой пантеон. Из современных мировых религий наидревнейший – буддизм. Он появился более чем две с половиной тысячи лет назад. Основой стали древние учения Индии – стремление к божественному началу, нирване и просветлению. Достичь этого можно лишь возвысившись над всеми привязанностями, путём медитаций и самосовершенствования. Известно о таких древних религиях, как религия друидов, кельтские верования, шаманизм и др.

Новые религиозные течения появляются едва ли не каждый год. На сайте сайт есть подробная статья, посвященная самой молодой религии .
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

В древнем мире наука только-только начала зарождаться. Именно поэтому такое влияние получили религии. Ведь они просто и доходчиво объясняли все сущее на Земле, пусть и приписывая это сверхъестественным силам. В результате в древности существовало немало систем верований. Большинство из них исчезло, будучи погребенными песками, временем. Множество богов прошлого забылись.

А ведь многие религии древности были основаны задолго до того, как появилось большинство современных основных верований (христианство , ислам , индуизм). И хотя о том, во что верили наши далекие предки, вспоминают все реже и реже, находятся энтузиасты, которые возрождают былые практики. О самых необычных религиях прошлого, позабытых сегодня, мы и поговорим. Многие из них существовали долгие века и даже тысячелетия.

Финское язычество. У этой политеистической религии нет своего четкого определения. Такая форма язычества была распространена на территории современной Финляндии до тех пор, пока сюда не пришло христианство. Религия эволюционировала от шаманизма и включает в себя несколько особенностей. Так, например, тут особенное внимание уделяется почитанию предков, как и в родственных религиях. Финны считали, что слово имеет очень сильное значение и силу. По их мнению, душа присутствовала не только у живых объектов, но и у неживых. Финские язычники тесно общались с миром природы, они считали, что весь мир создан из яйца утки-нырка. А главным богом у них был Укко, бог громовержец, ездящий по небу на колеснице и мечущий молнии. Его праздник отмечался 4 апреля, и это была одна из самых важных дат в календаре. Укко имел несколько общих черт со скандинавским богом Тором. Это и волшебный молот, и гроза, которая появляется, если Укко спит со своей женой Аккой. У такого мужественного бога его священное животное выглядит довольно странно - это божья коровка, известная, как корова Укко.

Ханаанская религия. Эта позабытая ныне страна являлась прообразом Финикии и лежала между Евфратом и Иорданом до Средиземного моря. Тысячи лет единственным доказательством существования древнего народа являлись выдержки из Торы и Библии. Ханаанцы там предстают постоянными соперниками израильтян. Но с 1927 по 1937 году на северном побережье Сирии было обнаружено несколько ханаанских табличек. Из них и стало известно о древней религии. Это была политеистическая религия, в которой выделялись такие персонажи, как верховный бог Эл, его сын Баал, бог грома и дождя. Одной из самых популярных легенд была история о борьбе Баала и Мота, бога смерти. Тот одолел Баала, в результате чего разразилась невиданная засуха. Тогда все другие боги, во главе с Элом, объединились, чтобы освободить Баала. Войну закончила девственница Анат, богиня-воительница. Она проникла в подземный мир, убила Мота и освободила Баала. Вообще, в ханаанской религии божества постоянно воевали друг с другом и совокуплялись. В дела людей они вмешивались просто ради своей прихоти, не задумываясь о причиненных человеку страданиях. Под влиянием соседних народов и завоеваний израильтян ханаанская религия постепенно размылась и исчезла.

Атонизм. Эту религию ввел фараон Египта Эхнатон, известный так же, как Аменхотеп IV. Атонизм был монотеистической религией, которая была официально провозглашена официальной. Фараон устроил в стране настоящую культурную и религиозную революцию, правда, после его смерти старые верования были возвращены. Эхнатон утверждал, что только он мог говорить с богом Атоном. Такой ограничительный характер религии привел к тому, что большинство простых египтян сохранили свои прежние верования. Это помогло атонизму быстро угаснуть после смерти своего главного проповедника. Таблички о существовании такой необычной древней религии были найдены только в начале XX века. В них рассказывалось, что Эхнатон все больше и больше погружался в атонизм, особенно это стало явно после смерти его любимой жены, Нефертити. Фараон являлся отцом Тутанхамона, которого в детстве под давлением священников даже назвали Тутанхатон в честь бога Атона. Во времена правления Эхнатона было создано несколько религиозных гимнов, один из которых схож со знаменитым Псалмом 104.

Минойская религия. Эта религия зародилась у одноименной цивилизации, существовавшей на острове Крит. Здесь отмечается сильный контакт с природой, тому свидетельство хотя бы маски с рогами быка, найденные в ходе раскопок. Существует много доказательство того, что существовали даже конкурсы, наподобие современного родео. Жители Крита гонялись за быком и пытались оседлать его. Как и для многих других религий, не осталось единого основного источника об этом веровании. Большая часть информации, полученной нами - наскальные рисунки, да разные археологические находки с острова. Главным же минойским божеством была женщина - богиня природы. Это делает верование одним из немногих матриархальных. В минойской религии были и мужские божества, но они были менее значимыми или вообще богами не являлись. Важную часть в обрядах играли не только быки, но и змеи, а также двусторонний топор. При недавних раскопках появились свидетельства наличия в культуре даже человеческих жертвоприношений. Вполне возможно, что так появился миф о Тесее и Минотавре.

Митраизм. Эта религия имела персидские корни и появилась в Европе благодаря завоеваниям Александра Македонского. Культ Митры был очень популярным среди римских солдат. Особенно он распространился в пограничных провинциях. Митраизм превратился в древнеримскую тайное верование, своеобразную секту. В том виде, как знали его римляне, Митра был персидским богом солнца, небесного света и справедливости. Солдаты считали, что он приносит им удачу. О митраизме осталось мало информации. Практически нет никаких следов единой священной книги, да и существовала ли она когда либо? Почти все, что мы знаем о митраизме, было найдено на руинах древних храмов. Они располагались под землей, и последователи религии предпочитали строить новые, когда старые храмы изнашивались. Деталь, которая отличает римское поклонение Митре от персидского - убийство быка, что внесло свою путаницу в археологический мир. В древнеиранской мифологии не существовало такого мифа. Одним из самых важных дат в календаре верующих являлось 25 декабря, день рождения Митры. Из-за этого, а также некоторых других деталей, считается, что христианство является наследником митраизма, переняв его черты. Но доказать это очень трудно.

Манихейство. Эта религия была основана в третьем веке нашей эры одним персом по имени Мани. Изначально верования рассматривались, как еретическая христианская секта. Но со временем манихейство заслужило статус самостоятельной религии. Основатель утверждал, что в ней соединились черты всех ведущих религий того времени - христианства, буддизма и зороастризма. На самом бы деле многие апокрифические христианские писания были бы потеряны, если бы не манихейцы. Основное внимание уделялось разнице между злом и добром, путем же к спасению виделось знание. Самые рьяные приверженцы были известны, как «избранные» или «отличительные», напоминая буддистских монахов, только были странствующими. Среди последователей было немало великих миссионеров, которые распространяли учение Мани по всему миру. Свою популярность религия потеряла уже в Средневековье. Причиной тому стали постоянные преследования со стороны китайского правительства, древнеримского правительства и католической церкви. Наибольший миф о манихействе заключается в существовании истории о сражении мира Света и Тьмы, двух отдельных царств. Говорилось, что Адам и Ева были созданы злыми существами, а вот Иисус и Мани являлись олицетворением добра. Эти святые люди призваны были помочь человечеству проявить его настоящую духовность. И хотя многие работы Мани считались безвозвратно потерянными, недавно были найдены их части, что и позволило больше узнать о древней религии.

Тенгрианство. Эта религия является одной из самых древних в мире. Говорят, что она появилась примерно в бронзовом веке, еще между 3600 и 1200 годами до н.э. Придумали такую систему верования в Горной Алтае в Центральной Азии. Эта монотеистическая религия, сильно ориентированная на поклонение предкам. В тенгрианстве не было единой священной книги, как в других религиях. Большая часть ранних верований уже выпали из нашей системы знаний. Считается, что многие гунны Северного Кавказа тоже, возможно, поклонялись богу Тенгри, в жертву которому приносили лошадей. Как и в случае со многими языческими религиями, тенгрианство имеет немало общего с христианскими традициями. Например, самый важный праздник, Богоявление, отмечался 23 декабря. Основная часть этой традиции восходит к V веку н.э. и включает в себя привнесение в дом «рождественского» дерева и украшение его. И хотя в эпоху монгольского владычества тенгрианство не обрело популярности, оно практикуется и сегодня. Некоторые политики в Кыргызстане даже призывают сделать это верование государственной религией.

Ашуризм. Такая религия стала национальным культом ассирийского народа. Ашуризм был практически идентичен более старшей вавилонской религии, с одним лишь отличием. Тут поклонялись не Мардуку, как верховному божеству. Ассирийцы на эту роль выбрали Ашур. В этой политеистической религии были тысячи божеств, но самыми главными были всего 20, среди которых и Иштар, и Мардук. Ввиду схожести с вавилонской религией тут было немало общих историй с иудаизмом и христианством, например, мифы о всемирном потопе или вавилонской башне. Именно отсюда пошла апокрифическая история о женщине-демоне Лилит, ставшей первой женой Адама. Самой почитаемой датой в ашуризме был фестиваль Нового года, Акиту. Он длился целых 11 дней, во время которых особые почести воздавали верховному божеству. А появилась такая религия примерно за 1800 лет до рождения Христа и просуществовала она до пятого века. Ассирия пала, как и ее религия. Правда, вполне вероятно, тайком ашуризм еще некоторое время исповедовали.

Ведизм. Древние индоарийцы исповедовали ведизм. Такая религия была популярной на протяжении почти двух тысяч лет, с 1500 г. до н.э. по 500 г. н.э. Можно считать, что именно ведизм и стал основой для появления современной индуистской веры. Ведь и там, и там используются одни и те же священные тексты, четыре Веды. Правда, есть и свои отличия. Ведизм предусматривал многобожие в природе, эти существа делились на две категории: богов природы, дэвов, и асуров. Богов нравственных понятий. Для последователей ведизма была очень важны устные гимны, в обрядах важную роль играли священники. Они рассказывали верующим, как можно улучшить свою жизнь, угождая богам. Ведизм практиковал жертвоприношения животных, но это была все же редкая практика. Куда чаше богам дарили молоко и зерно. Верховным богом в ведизме был Индра. Одним из самых известных мифов является история о его борьбе с детьми демоницы Дити. После того, как Индра убил почти всех ее детей, та призвала магию, чтобы ее еще не рожденный сын стал более мощным, чем сам верховный бог. Когда же Индра узнал об этом, он кинул молнию во чрев демоницы, разрушив его. Будущий ребенок превратился в 40 маленьких демонов.

Религия ольмеков. Этот народ проживал на территории Центральной Америки, и его религия просуществовала с 1400 года до н.э. до 400 года н.э. Причина исчезновения ольмеков так и осталась неизвестной. Наиболее популярная версия - вулканическая деятельности или другие изменения окружающей среды. Нет даже прямых доказательств существования у ольмеков. Археологи просто сравнивают найденные артефакты с теми, что присутствовали в религии у ацтеков и майя, выискивая сходство. Считается, что верования ольмеков были тесно связанными с шаманизмом, самым же популярным богом там был бог дождя и плодородия. Его олицетворял ягуар. Правда, есть мнение, что главного божества у ольмеков не было вовсе, его роль выполняли восемь отдельных и не менее важных богов. Считается, что религия сопровождалась различными жертвоприношениями, в том числе кровавыми. Богов изображали нефритовые фигурки, а также маски в ходе ритуальных танцев. Священники ольмеков пользовались галлюциногенными наркотиками, которые помогали им общаться с духами. Сегодня археологи узнали только о десяти божествах этого народа. Благодаря своему раннему происхождению эта религия считается матерью более поздних мезоамериканских религий, что определяется рядом общих элементов.

Идете ли вы в мечеть по пятницам, посещаете синагогу по субботам или молитесь в церкви по воскресеньям, религия, так или иначе, коснулась вашей жизни. Даже если единственная вещь, которой вы когда-либо поклонялись – ваш любимый диван и лучший друг-телевизор, ваш мир был все равно сформирован религиозными убеждениями и практиками других людей.
Верования людей влияют на все, от политических взглядов и произведений искусства до одежды, которую они носят и пищу, которую они едят. Религиозные убеждения не раз ссорили народы и вдохновляли людей на насилие, они также играли не последнюю роль в некоторых научных открытиях.
Ни для кого не новость, что религия очень сильно влияет на общество. Каждая цивилизация, от древних майя до кельтов, имела своего рода религиозную практику. В своих самых ранних формах, религия предоставляла обществу систему взглядов и ценностей, в соответствии с которой оно могло воспроизводить и воспитывать молодёжь. Кроме того, это также помогало объяснять процессы и явления такого прекрасного и такого сложного и порой пугающего окружающего мира.
Свидетельства неких зачатков религии были обнаружены еще в артефактах эры неолита, и хотя религия очень развилась по сравнению с примитивными обрядами того времени, никакая вера в действительности не умирает. Некоторые, как например мировоззрение друидов, продолжают жить до настоящего времени, в то время как другие, типа древних греческих и римских религий, живут в качестве составляющей части и каких-то отдельных аспектов более поздних христианства и ислама.
Ниже мы сделали небольшой обзор из 10 религий. Несмотря на их древние истоки, во многих из них хорошо прослеживаются параллели с главными современными религиями.

10: Шумерская Религия


Хотя существуют отдельные свидетельства, указывающие на то, что люди, возможно, практиковали религию уже 70 000 лет назад, самое раннее достоверное доказательство сформировавшейся религии относится приблизительно к 3500 году до нашей эры. То есть, к тому времени, когда шумеры построили в Месопотамии первые в мире города, государства и империи.
Из тысяч глиняных табличек, которые находят в районах, где располагалась шумерская цивилизация, мы знаем, что у них был целый пантеон богов, каждый из которых «заведовал» своим сектором явлений и процессов, то есть, милостью или гневом конкретного бога люди объясняли для себя то, что не могли иначе объяснить.
Все боги шумеров имели «привязку» к конкретным астрономическим телам, они же управляли естественными силами: например, восход и закат солнца приписывались сверкающей колеснице бога солнца Уту. Звезды считались коровами Наннар, божества Луны, путешествовавшего по небу, а полумесяц был его лодкой. Другие боги представляли собой такие вещи и понятия, как океан, война, плодородие.
Религия была центральной частью жизни шумерского общества: цари утверждали, что действовали на воле богов и, таким образом, выполняли и религиозные и политические обязанности, а священные храмы и гигантские платформы в виде террас, известные как зиккураты, считались жилищами богов.
Влияние Шумерской религии прослеживается в большинстве существующих религий. Эпопея о Гильгамеше, наиболее раннее из уцелевших произведений древней шумерской литературы, содержит первое упоминание о великом потопе, которое также содержится в Библии. А семиярусный вавилонский зиккурат, вероятно, и есть та самая Вавилонская Башня, рассорившая потомков Ноя.

9: Древняя египетская Религия


Для того чтобы убедиться во влиянии религии на жизнь Древнего Египта, достаточно посмотреть на тысячи пирамид, расположенных в регионе. Каждая постройка символизирует собой веру египтян в то, что жизнь человека продолжается даже после смерти.
Правление египетских фараонов длилось приблизительно с 3100 по 323 года до н.э. и насчитывало 31 отдельную династию. Фараоны, имевшие божественный статус, использовали религию для поддержания своей власти и подчинения себе абсолютно всех граждан. Например, если фараон хотел заполучить расположение большего количества племен, все, что он должен был сделать, это принять их местного бога как своего собственного.
В то время как бог солнца Ра был главным богом и создателем, египтяне признали сотни других богов, примерно около 450. Причем, по крайней мере, 30 из них получили статус главных божеств пантеона. С таким количеством богов, египтяне испытывали неудобства в истинной последовательной теологии, однако они были связаны общей верой в загробную жизнь, особенно после изобретения мумификации.
Руководства, названные «гробовыми текстами», давали тем, кто мог позволить себе это руководство в похоронных мероприятиях, гарантию бессмертия. Гробницы богатых людей часто содержали драгоценности, мебель, оружие и даже слуг для полноценной жизни после смерти.
Флирт с Единобожием
Одна из первых попыток установить единобожие произошла в Древнем Египте, когда фараон Эхнатон пришел к власти в 1379 году до н.э. и объявил бога солнца Атона единственным богом. Фараон попытался стереть все упоминания о других богах и их разрушить их изображения. Во время правления Эхнатона народ мирился с этим так называемым «Атонизмом», однако, после смерти он был объявлен преступником, его храмы были разрушены, а само его существование было вычеркнуто из записей.

8: Греческая и римская Религия

Боги Древней Греции


Как и египетская, греческая религия была политеизмом. Хотя наиболее широко признаны 12 Олимпийских божеств, греки также имели несколько тысяч других местных богов. Во время римского периода Греции эти боги были просто адаптированы к римским потребностям: Зевс стал Юпитером, Венера Афродитой и так далее. Фактически, большая часть римской религии была заимствована у греков. Настолько, что эти две религии часто упоминаются под общим названием греко-римской религии.
Греческие и римские боги имели довольно скверные характеры. Им были не чужды ревность, гнев. Это объясняет, почему людям приходилось приносить так много жертв в надежде умилостивить богов, заставить их воздержаться от причинения вреда, вместо этого помогать людям, делать добрые дела.
Наряду с жертвенными обрядами, которые были первичной формой греческого и римского вероисповедания, в обеих религиях важное место занимали празднества и ритуалы. В Афинах, по меньшей мере, 120 дней в году были праздничными, да и в Риме не много дел затевалось без предварительного выполнения религиозных ритуалов, гарантировавших одобрение богов. Особые люди следили за знаками, посланными богами, наблюдая за птичьим щебетом, погодными событиями или внутренностями животных. Рядовые граждане могли также расспросить богов в священных местах, называвшихся оракулами.

Религия Обряда
Возможно, самой внушительной особенностью римской религии была важная роль ритуалов фактически в каждом аспекте повседневной жизни. Мало того, что ритуалы выполнялись перед каждым собранием сената, празднеством или другим общественным мероприятием, так они к тому же должны были быть выполнены безукоризненно. Если, например, обнаруживалось, что молитва была неверно прочитана перед правительственной встречей, то любое решение, принятое во время этой встречи, могло было быть признано недействительным.


Религия, основанная исключительно на природе, Друидизм появился из шаманских практик и колдовства в доисторические времена. Первоначально, он был распространен по всей Европе, но затем сконцентрировался в кельтских племенах с их продвижением в сторону британского побережья. Он продолжает практиковаться сегодня среди небольших групп.

Главная идея Друидизма состоит в том, что все действия человек должен совершать, не причиняя никому вреда, даже себе. Нет другого греха, кроме нанесения вреда Земле или другим, считают друиды. Точно так же нет никакого богохульства или ереси, так как человек неспособен нанести вред богам, и они способны себя защитить. Согласно верованиям друидов, люди — только маленькая часть Земли, которая в свою очередь является единым живым существом, населяемым богами и духами всех видов.

Хотя христиане пытались подавить Друидизм за его политеистические языческие убеждения и обвиняли его последователей в осуществлении жестоких жертвоприношений, друиды были фактически мирными людьми, которые практиковали скорее медитации, размышления и осознание, чем жертвенные действия. В жертву приносились только животные, которые потом употреблялись в пищу.
Поскольку вся религия Друидизма была построена вокруг природы, ее церемонии были связаны с солнцестояниями, равноденствиями и 13 лунными циклами.


Чем-то похожая на языческую веру Викка, Асатру – вера в дохристианских богов Северной Европы. Восходит к началу скандинавского Бронзового века приблизительно 1000 до н.э. Асатру взяла многое из древних скандинавских верований викингов, и многие последователи Асатру продолжают воспроизводить обычаи и традиции викингов, как например, сражения на мечах.
Главные ценности религии — мудрость, сила, храбрость, радость, честь, свобода, энергия и важность родовых связей с предками. Как и друидизм, Асатру основана на природе, и все вероисповедание завязано на смене сезонов.
Асатру утверждает, что вселенная разделена на девять миров. В их числе Асгард — царство богов и Мидгард (Земля) — дом всего человечества. Соединение этих девяти миров — Мировое Дерево, Иггдрасиль. Главный бог и создатель вселенной — Один, но также большим уважением пользовался Тор, бог войны, защитник Мидгарда: именно его молот викинги изображали на своих дверях, чтобы отгонять зло. Молот, или Mjollnir, многие сторонники Асатру носят таким же образом, как христиане носят крест.
Освобождение от налогов
Хотя некоторые аспекты Асатру могут показаться непосвященному неправдоподобными, она получает все большее распространение по всему миру. Кроме того, что это зарегистрированная религия в Исландии и Норвегии, она освобождена от уплаты налогов в Соединенных Штатах.


Справедливости ради, нужно уточнить, что, технически, индуизм — это не одна религия. Под этим понятием фактически объединено множество верований и практик родом из Индии.
Индуизм — одна из старейших существующих религий, корни которой прослеживаются приблизительно до 3000 до н.э. Хотя некоторые из ее сторонников утверждают, что учение существовало всегда. Священные писания религии собраны в Ведах, старейших из известных религиозных произведений на индоевропейских языках. Они были собраны приблизительно между 1000 и 500 годами до н.э. и почитаются индусами как вечная правда.

Всеобъемлющая идея индуизма — поиски «мокша», вера в судьбу и перевоплощение. Согласно представлениям индусов, люди имеют вечную душу, которая непрерывно рождается заново в разных воплощениях, согласно ее образу жизни и действиям в предыдущих жизнях. Карма описывает последствия, которые следуют из этих действий, и индуизм учит, что люди могут улучшить их судьбу (карму) через молитву, жертвы и различные другие формы духовных, психологических и физических дисциплин. В конечном счете, следуя праведными путями, индус может быть освобожден от возрождения и достигнуть «мокша».
В отличие от других главных религий, индуизм не заявляет ни о каком основателе. Не прослеживается его связь и с каким-либо определенным историческим событием. На сегодняшний день почти 900 миллионов человек во всем мире считают себя индусами, причем большинство из них живут в Индии.

4: Буддизм


Буддизм, зародившийся в Индии около 6 века до н.э., во многом подобен индуизму. Он основан на учении человека, известного под именем Будда, который родился как Сиддхартха Гаутама и вырос как индус. Как и индусы, Буддисты верят в перевоплощение, карму и идею достижения полного освобождения — Нирваны.
Согласно Буддистской легенде, Сиддхартха имел довольно закрытую молодость и был поражен, когда обнаружил, что люди вокруг, оказывается, испытывают такие вещи как горе, бедность и болезни. Встретив группу людей, ищущих просвещения, Сиддхартха начал искать способ закончить человеческие страдания. Он долгое время постился и медитировал, и, наконец, достиг способности вырваться из вечного цикла перевоплощений. Именно это достижение «бодхи», или «просвещения» привело к тому, что он теперь известен как Будда, или «Просвещенный».
Четыре Благородных Истины: (чатвари арьясатьяни), четыре истины Святого - одно из базовых учений буддизма, которого придерживаются все его школы.
1. Все существование — страдание.
2. Все страдания вызваны человеческими желаниями.
3. Отречение от желаний закончит страдания.
4. Существует путь к прекращению страданий – Восьмеричный путь.
Буддизм не оказывает слишком большое внимания божеству, гораздо большую важность имеет самодисциплина, медитация и сострадание. В результате буддизм иногда расценивается больше как философия, нежели религия.
Путь
Как и буддизм, даосизм и конфуцианство являются больше философией, чем религиями. Обе зародились в Китае в 5 – 6 веках до н.э. обе активно практикуются в Китае и сегодня. Даосизм, который является основанным на понятии «Дао», или «Путь», очень ценит жизнь и проповедует простоту и непринужденный подход к жизни. В основе конфуцианства — любовь, доброта и человечность.


Еще одна религия, происходящая из Индии. Джайнизм провозглашает в качестве главной цели достижение духовной свободы. Берет свое начало из жизней и учений Джайн, духовных учителей, которые достигли наивысшего уровня знания и понимания. Согласно учению Джайн, последователи религии могут достигнуть свободы от материального существования или кармы. Как и в индуизме, это освобождение от перевоплощения называют «мокша».
Джайны также учат, что время вечно и состоит из ряда восходящих или нисходящих движений, которые длятся в течение миллионов лет. В течение каждого из этих периодов, есть 24 джайн. Только два из этих учителей известны в текущем движении: Парсва и Махавира, жившие в 9 и 6 столетиях до н.э., соответственно. При отсутствии всяких высших богов или бога создателя, последователи джайнизма почитают Джайн.
В отличие от буддизма, который осуждает страдания, идея джайнизма — аскетизм, самоотречение. Образ жизни джайна управляется «Великими обетами», которые провозглашают отказ от насилия, честность, сексуальное воздержание, отрешение. Хотя эти клятвы строго соблюдаются отшельниками, джайны также следуют им соразмерно своим способностям и обстоятельствам, с целью саморазвития по 14-этапному пути духовного роста.


Хотя другие религии и имели короткие периоды монотеизма, иудаизм считается старейшей всемирной монотеистической верой. Религия основана на том, что Библия описывает как соглашения между Богом и некоторыми из отцов – основателей. Иудаизм — одна из трех религий, ведущих свое происхождение от патриарха Авраама, который жил в 21 веке до н.э. (Две другие — ислам и христианство.)
Пять Книг Моисея входят в начало еврейской Библии, образуя Тору (Пятикнижие), еврейский народ — потомки Авраама и однажды возвратятся в свою страну Израиль. Поэтому евреев иногда называют «избранным народом».
В основе вероисповедания — десять заповедей, представляющие собой священное соглашение между Богом и людьми. Наряду с 613 другими руководствами, которые содержатся в Торе, эти десять заповедей определяют образ жизни и мысли верующего. Следуя законам, евреи показывают их приверженность воле бога и укрепляют свои позиции в религиозном сообществе.
В редком единодушии, все три главные мировые религии признают десять заповедей основополагающими.


Зороастризм основан на учении персидского пророка Заратустры, или Зороастры, который жил между 1700 и 1500 годами до н.э. Его учения явлены миру в виде 17 псалмов под названием Гаты, которые составляют Священное Писание зороастризма, известное как Зенд Авеста.
Ключевым аспектом зороастрийской веры есть этический дуализм, постоянная борьба между добром (Ахура Мазда) и злом (Ангра Майнью). Личная ответственность имеет большое значение для зороастрийцев, поскольку их судьба зависит от выбора, который они делают между этими двумя силами. Последователи верят, что после смерти, душа приходит к Мосту Суда, откуда она попадает либо в рай, либо в место мучений, в зависимости от того, какие при жизни преобладали поступки: хорошие или плохие.
Поскольку положительный выбор не так сложно сделать, зороастризм в целом рассматривается как оптимистичная вера: Заратустра, якобы, единственный ребенок, который смеялся при рождении вместо плача. В настоящее время зороастризм одна из самых малочисленных среди основных мировых религий, но ее влияние ощущается широко. Христианство, иудаизм и ислам, все были сформированы на его постулатах.

Как появилась религия?

Как, когда, а главное почему (зачем) появилась религия? Это довольно сложные вопросы, вызывающие немало дискуссий. На эти вопросы можно дать два взаимоисключающих ответа.

  • 1. Религия возникла вместе с человеком. В этом случае человек (что согласуется с библейской версией) должен был быть создан Богом в результате акта творения. Сторонники этой точки зрения говорят, что если бы Бога не было, то не возникло бы и понятие о нем в человеческом сознании. Таким образом, вопрос о возникновении религии снимается: она существует исконно.
  • 2. Религия - продукт человеческого сознания, т. е. человек сам создал (придумал) Бога или богов, пытаясь осознать и объяснить окружающий мир.

На начальных этапах развития, люди не имели религии. Длительный период в истории жизни человечества был безрелигиозным. Зачатки религии появляются лишь у палеоантропов - древних людей, живших 80-50 тыс. лет назад. Жили эти люди в ледниковый период, в суровых климатических условиях. Их главным занятием была охота на крупных животных: мамонтов, носорогов, пещерных медведей, диких лошадей. Охотились палеоантропы группами, так как в одиночку победить большого зверя было невозможно. Оружия изготавливали из камня, кости и дерева. Одеждой служили звериные шкуры, хорошо защищающие от ветра и холода. Говоря о зачатках религии, ученые указывают на их погребения, которые располагались в пещерах и служили, одновременно жильем. Например, в пещерах Киик-Коба и Тешик-Таш найдены небольшие углубления, которые и являлись местами захоронений. Скелеты в них лежали в необычной позе: на боку со слегка подогнутыми коленями. Между тем известно, что некоторые племена земного шара (например, папуасы берега Маклая на Новой Гвинее) хоронили своих умерших связанными: руки и ноги покойника привязывали лианой к телу, а затем помещали его в небольшую плетеную корзину. Подобным образом люди хотели обезопасить себя от мертвых. Сверху захоронения засыпали землей и камнями. В пещере Тешик-Таш череп неандертальского мальчика был окружен десятью воткнутыми в землю рогами козла. В пещере Петерсхеле (Германия) в специальных ящиках, сложенных из плит камня, были найдены черепа медведей. По-видимому, сохраняя медвежьи черепа, люди верили, что это даст убитым животным вновь вернуться к жизни. Этот обычай (сохранять кости убитых животных) долго существовал у народов Севера и Сибири.

В период позднего каменного века (40-10 тыс. лет назад) общество стало более развитым, усложнились и религиозные представления. В погребениях кроманьонцев найдены не только останки, но и орудия труда и предметы быта. Умерших натирали охрой и надевали на них украшения - это говорит о том, что у кроманьонцев существовала вера в загробную жизнь. В могилу клали все, чем пользовался человек на земле, и что, как полагали, пригодится в загробном мире. Таким образом, в древнем мире возник погребальный культ.

Жизнь человека проходила в упорной борьбе с окружающей природой, перед которой он испытывал бессилие и страх. Бессилие первобытного человека - вот причина, которая породила религию.

Человек не знал истинных причин явлений окружающей природы, и все в ней казалось ему таинственным и загадочным - гром, землетрясение, лесной пожар и проливной дождь. Ему постоянно грозили различные бедствия: холод, голод, нападение хищных зверей. Он чувствовал себя слабым и беззащитным существом, полностью зависящим от окружающего мира. Эпидемии уносили ежегодно многих его сородичей, но причины их смерти он не знал. Охота была удачной и неудачной, но он не знал почему. У него появилось чувство тревоги, страха.

Следовательно, религия возникла потому, что первобытный человек был бессилен перед природой. Но самые древние люди были еще более беспомощны. Почему же у них не возникла религия? Дело в том, что религия не могла возникнуть прежде, чем сознание человека не достигло определенного уровня развития.

В религиоведении принято выделять социальные, социокультурные, антропологические, психологические и гносеологическиедетерминанты. Их обычно называют "корнями религий". Они представляют собой комплекс факторов, создающих необходимость и возможность появления и существования религий.

Определяющим, в конечном счете, являются материальные отношения, но их влияние опосредовано, непосредственно же на религию оказывают влияние политика, государство, мораль, философия, наука. Основу религии составляет совокупность общественных отношений, продуцирующих объективное бессилие людей перед внешними обстоятельствами.

Антропологические корни охватывают те стороны жизни человека как индивида и как "совокупного человека", в которых обнаруживается хрупкость бытия, ограниченность существования - болезнь, мутация, смерть, угроза перерождения и исчезновения человечества и прочее.

Психологические предпосылки религии существуют в индивидуальной и общественной психологии, в тех психологических процессах, в которых переживается ограниченность и зависимость бытия людей.

Наконец, религия имеют гносеологическую почву -- познавательную деятельность человека. Познание человека есть процесс перехода от незнания к знанию, от менее полного знания к более полному, движение через относительные истины к истине абсолютной, объективной. Однако на каждом этапе есть непознанные сферы действительности (существует "тайное"). Добытые знания относительны, отражение не может быть полным и адекватным. Знания, полученные об объектах на определенном этапе их развития, со временем устаревают.

Процесс познания вытесняет неверные взгляды, увеличивает объем истинной информации, но в исторически развивающемся познании истинные знания соединены с заблуждениями.

Существуют противоречия между характером человеческого познания, которое по своей природе и возможностям неограниченно, и фактическим осуществлением его в каждый данный момент. Познание представляет собой деятельность человечества, но существует только как индивидуальное познание миллиардов людей. Неограниченное познание мира человечеством осуществляется только через отдельных ограниченных и ограниченно познающих людей.

Благоприятную гносеологическую почву религии создает отделение друг от друга чувственной и рациональной ступени познания и отрыв их от практики. Эта почва имеется как на ступени чувственного познания -- ощущения, восприятия, представления, так и на уровне абстрактного мышления -- понятия, суждения, умозаключения.

Для общества, взятого в целом, религия выступает как мощное средство социальной интеграции, сплочения людей на почве общих верований, придающих высший смысл их деятельности" утешающих их в случае разочарования и тем самым препятствующих хаотизации общественной жизни.

В социальном плане религия реализуется как особый социальный институт -- церковь, служители которой выступают своеобразными "посредниками" между Богом и людьми. Конечно, не все философы и социологи положительно оценивали роль религии в человеческой культуре. Известно отношение К. Маркса к религии как к искаженной форме сознания, способствующей эксплуатации народных масс, "опиуму для народа". Отрицательно относился к религии и З. Фрейд, рассматривая ее как своеобразную болезнь общества, как форму наркотического опьянения.

Характеризуя возникновение религии, необходимо указать на предпосылки ее возникновения и ранние формы ее существования.

Анимизм -- это система взглядов, основанная на персонификации природных явлений, антропоморфном наделении их свойствами и способностями человека.

Вера в самостоятельную жизнь освободившейся от телесной оболочки души порождает веру в возможность контакта с умершими душами. В основе этого лежит особенность первобытного мышления, связанная с неразличимостью объективного, того, что находится вне человека, и субъективного, того, что является продуктом его разума. Так, например, образы, видимые человеком во сне, воспринимались столь же реально, как и окружающий его мир, и то и другое было объективно значимо. Поэтому общение во сне с умершими или отсутствующими людьми воспринималось так же, как встреча с живыми, что закрепилось в особых ритуалах и обрядах.

В то же время боязнь явления умерших душ порождает целую систему предохранительных обрядов, цель которых -- не позволить им являться в виде призраков. Это можно наблюдать в обряде похорон (особый порядок выноса тела из дома, положение тела при захоронении, сам факт обязательного захоронения, поминальные обряды и т. д.).

Привидения являются живым людям в виде призраков, то есть бесплотных теней. Особенно часто и непрошено являются призраки тех душ, тела которых не были погребены согласно обычаю, а также души самоубийц или насильно убитых. Признаки анимизма в той или иной форме присутствуют во всех религиях.

Тотемизм -- система первобытных представлений, основанная на вере в сверхъестественное родство между группой людей (родом) и тотемами, которыми могут выступать виды животных и растений, реже -- явления природы и неодушевленные предметы. Кроме общеродового тотема у первобытных людей, и, прежде всего у вождей и колдунов, были тотемы индивидуальные. Тотемистические представления лежат в основе всех мифов, волшебных сказок и входят в качестве особых ритуальных предметов в развитые религии.

Фетишизм -- вера в сверхъестественные свойства особых предметов (фетишей), в качестве которых могло выступать что угодно -- от камня необычной формы, куска дерева или части животного до изображения в виде статуэтки (идолы). С. Л. Токарев отмечает, что фетишизм, по-видимому, возникает как форма "индивидуализации религии" и связан с распадом старых родовых связей. "Отдельная личность, чувствуя себя недостаточно защищенной родовым коллективом и его покровителями, ищет для себя опоры в мире таинственных сил".

Фетиши развиваются в систему талисманов, в качестве которых выступают статуэтки богов, которые помещались в жилище, или амулетов -- предметов для ношения на теле с различными заклинаниями, которые также выполняли защитные функции. Следовательно, люди искали защиты и находили её в религии (на данном этапе - в первобытных верованиях).

Наделение талисмана волшебными излечивающими функциями связано с первобытными представлениями о том, что в ряде предметов может воплощаться дух болезни. Люди носят талисманы, веря в их таинственную силу. Постепенно это приобретает характер традиции, когда изначальное значение талисмана забывается, и он превращается в предмет украшения.

Магия -- первобытные представления о возможности сверхъестественного воздействия злых или добрых сил на других людей, домашний скот, жилище и т. д. В основе веры в магические силы и средства лежит способность человеческого сознания к ассоциациям, которая позволяет соединять в мышлении вещи, несоединимые в реальности. В результате создается система связей, вымышленных закономерностей, благодаря которым можно воздействовать на мир. Субъективные переживания и базирующаяся на них вера в существование злых и добрых духов были для человека столь же реальны, как и его окружающий мир. И так же как человек строил свои взаимоотношения с реальным миром, он пытался их построить и с миром духов.

Магическое знание носит неявный, тайный характер. Результат магических действий не мог носить общезначимого характера, он был всегда индивидуален, и выполняли магическое действие лишь посвященные в это люди. Поэтому эффективность магических действий и заклинаний определялась лишь по результату, то есть, задним числом, а в случае негативного результата всегда можно было сослаться на невыполнение каких-то магических действий или просто более сильное противодействие других духов.

Магия как средство практического воздействия на мир связана с конкретными формами жизнедеятельности людей. Можно выделить хозяйственную, лечебную (белая), вредоносную (черная) магию. (Люди отличали добро от зла, положительное от отрицательного и пытались закрепить эти отличия посредством религии).

Несмотря на то, что целый ряд религий не одобряет магию и колдовство, в снятом виде элементы магических действий и обрядов присутствуют во всех религиях.

Всякая религия складывается из трех основных элементов: мировоззрения, жизненных нормативов и мистического чувства, которое находит внешнее выражение в культе.

Разумеется, слово "культ" мы здесь должны понимать очень широко. Даже в тех религиях, где внешние их выражения сведены к минимуму, все же какой-то "культ" существует. Человеку свойственно связывать свои внутренние переживания с какими-то действиями, во что-то их "облекать". Отсюда и слово "обряд" (от "облечь", "обрядить"). В общении между собой люди никогда не могут избежать хотя бы самой простой формы обряда.

У большинства же "диких" народов мы застаем следующую стадию развития -- шаманизм. Здесь на первое место выступают избранники, те, кто пытается проложить путь к сверхчеловеческим силам.

Экстатические состояния транса делают шамана медиумом и ясновидцем, соплеменники прибегают к нему для разрешения различных житейских вопросов. Он безошибочно указывает, где найти в тайге пропавшего оленя, куда нужно отправиться, чтобы иметь успех в охоте.

Шаманизм -- не простое суеверие, а одна из древних попыток человека прорваться к потерянному Эдему. Но чаще всего эти попытки приводили его на скользкий путь оккультизма, и, стремясь овладеть миром наших духов, он сам оказывался в их власти.

Общим в первобытных религиозных представлениях многих народов является представление о трех космических областях и Мировом Столпе. Так, в шаманизме представлены три этажа вселенной - Небо, Земля и Ад, которые одинаково доступны шаманам. Все три уровня соединены одной осью. сверхъестественный жертвоприношение моление космогонический

Через отверстие, пронзающее каждую сферу в месте, где проходит ось, душа шамана, может путешествовать, проникая на любой уровень.

Отражением этих космологических построений является атрибутика жилища и вообще быта народов, исповедывающих шаманизм (столб посреди жилища является символом Мирового Столпа). Средством сообщения сфер Неба и Земли у некоторых народов служит Мировая Гора. Так, гора Табор в Палестине называлась "таббур эреш", что означает "пуп земли". На Мировую гору взбирается шаман во время инициационной болезни, а позже он посещает ее во время своих экстатических путешествий.

Язычество, мифология (религиозные верования) - часть огромного общечеловеческого комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов, идущих из глубин тысячелетий и послуживших основой для всех позднейших мировых религий.

В большинстве стран современного мира государственной религии нет вообще: все религии (кроме запрещенных деструктивных культов) равны перед законом, государство не вмешивается в их дела. Такие государства светскими, или секулярными. Принадлежит к их числу и Российская Федерация. С этой точки зрения называть Россию «православной », а Италию – «католической» можно только с точки зрения исторически сложившихся религиозных традиций.

Но существуют и такие страны, в которых статус той или иной религии закреплен законодательно.

Самое первое христианское государство

Нередко самым первым государством, в котором христианство обрело статус государственно религии, называют Византию, но это неверно. Миланский эдикт императора Константина Великого, открывшего путь к становлению Византии как христианского государства, относится к 313 году. Но за 12 лет до этого события – в 301 году – христианство было официально признано в Великой Армении.

Данному событию способствовала позиция царя Трдата III. Согласно преданию, этот царь поначалу был настроен решительно против христианской веры. Своего приближенного св. Георгия Просветителя он посадил в тюрьму за отказ принести жертву богине Анаит. Впоследствии царь серьезно заболел. Во сне его сестре явился ангел и сказал, что исцелить Трдата может только Григорий, а царь должен стать христианином. Так оно и случилось, и Трдат III после этого случая начал по всей стране борьбу с язычеством.

В современной Армении сохраняется особый юридический статус Армянской Апостольской как национальной религии.

Христианские государства современного мира

Христианство существует в виде , католицизма и различных направлений протестантизма.

Католицизм имеет статус государственной религии в Аргентине, Доминиканской Республике, Коста-Рике, Сальвадоре, а также в нескольких карликовых государствах Европы: Монако, Сан-Марино, Лихтейнштейне и, разумеется, в Ватикане, где находится резиденция Папы Римского.

Статус православия как «господствующей религии» обозначен в конституции Греции.

Лютеранство имеет официальный статус Дании и Исландии.

В ряде случаев та или иная христианская конфессия является государственной не для всей страны в целом, а для определенной ее части. Католицизм имеет статус официальной религии в некоторых кантонах Швейцарии, а англиканство – в Англии, но не в других частях Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.

Некоторые страны формально являются светскими государствами, но фактически христианские конфессии имеет в них особый статус. Болгарская конституция определяет Православие как «традиционную религию» страны, а конституция Грузии подчеркивает «исключительную роль Грузинской православной церкви в истории Грузии».

В Норвегии и Швеции, несмотря на отделение церкви от государства, король остается главой церкви, а в Норвегии лютеранские священнослужители приравниваются к государственным служащим. В Финляндии ни одна религия государственной не является, но существуют особые законы, регулирующие деятельность лютеранской церкви. Аналогично обстоит дело и с Православной церковью в этой стране.

В Германии церковь отделена от государства, но финансовые управления федеральных земель взимают налог в пользу религиозных общин. Таким правом пользуются римско-католические и старокатолические общины, евангельские земельные церкви. Налог взимается на основании принадлежности к какой-либо религиозной общине, которую надлежит регистрировать в паспортном столе.

 

Возможно, будет полезно почитать: