Всемирный потоп в библии. Когда был Всемирный потоп? Библейская история

Представьте планету размером с Марс, с источником водорода внутри. В какой то момент кора раскалывается вдоль срединно-океанических хребтов и внутреннее давление выносит на поверхность подкорковые воды Потопа. Расчёты показывают полное соответствие современным законам физики и согласуются с Библейским текстом. И подтверждают завет Бога о невозможности нового Всемирного потопа.

"Не следует множить сущее без необходимости " (Бритва Оккама)

Взглянем на события Всемирного потопа с точки зрения Теории "Изначально гидридной Земли" В.Н.Ларина.

В допотопные времена наша планета была в два раза меньшего диаметра с источником водорода внутри. В какой-то момент, кора раскололась вдоль срединно-океанических хребтов и внутреннее давление вынесло на поверхность подкорковые воды Потопа, покрывшие, как минимум, пяти километровым слоем Землю! Расчеты показывают полное соответствие законам физики, согласуются с Библейским текстом и подтверждают завет Бога о невозможности нового Всемирного потопа!

Так устроено наше сознание, что читая первые строки Библии, мозг пытается представить события минувшего и найти логическое объяснение слов Священного писания прежде, чем воспринимать их на Веру.

«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». (Быт.1:1-2)

Из строк Библии следует, что вода на Земле была изначально, что не удивительно, сейчас космические зонды обнаружили воду на Луне, Марсе, спутниках Сатурна и Юпитера на кометах и астероидах, и отличается эта вода только изотопным составом.

«И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.

И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так». (Быт.1:6-9)

Ученым античности было сложно представить строение нашей планеты и, тем более, предположить, что под Земной корой могут находиться большие массы воды (пусть и в связанном состоянии).

Наконец-то, современная наука пришла к пониманию Библейских событий!

Представим структуру нашей планеты в виде яйца: в центре твёрдое гидридное ядро (водород растворённый в металле), на границе происходит дегазация Н2 с выделением тепла; образуется слой жидкого металла, генерирующий магнитное поле Земли; белок - магма: доменная печь с водородной продувкой; скорлупа - земная кора, в основании которой водород встречается с кислородом, отбирая его из оксидов и окислов, образуя глубинные подземные океаны воды.

Существование подкорковых океанов подтвердили последние исследования рифтовых зон, глубинных минералов выброшенных вулканами и сейсморазведка.


Алмаз с включением Рингвудита

Спектральный анализ, который провели ученые под руководством геохимика Грэма Пирсона (Graham Pearson) из канадского Университета Альберты (University of Alberta in Edmonton), показал: в кристалле алмаза, найденного в Бразилии, "запечатан" минерал рингвудит, содержащий примерно полтора процента воды. И образовался он в окружении воды. Рингвудит - главный компонент так называемой переходной зоны Земли - недр, расположенных на глубинах в несколько сотен километров. По предварительным подсчетам специалистов, эти самые полтора процента и "выливаются" примерно в десять Тихих океанов.


Известный американский учёный Вайсешэн, проанализировав 80 тысяч поперечных волн на сотнях тысяч сейсмограмм, высказал предположение, что вода под земной корой присутствует повсеместно, и что ее количество раз в 5 превышает весь наружный водный запас планеты. Подземные океаны, которые, возможно, располагаются в недрах, обозначены красным. Они выявлены благодаря аномалиям в прохождении сейсмических волн.


Сейсмологи из Орегонского университета во главе с Анной Келберт, изучив и проанализировав данные измерений, накопленных различными группами геофизиков за последние 30 лет, составили трехмерную карту распределения электропроводности верхних слоев мантии Земли. Карта подтверждает наличие больших количеств воды в ней. Но воды не свободной, а в связанном состоянии, входящей в состав кристаллических решеток различных минералов.

О том, что под Мировым океаном есть вода, причем в огромных количествах, наглядно свидетельствуют многочисленные гидротермальные источники, бьющие вдоль срединно-океанических хребтов. Их называют «чёрными курильщиками» или природной теплоцентралью.


Черные курильщики

Картина, прямо надо сказать, устрашающая. "Первозданная вода", разогретая до 400 градусов по Цельсию и перенасыщенная минералами (в основном железистых и марганцевых соединений), в месте выхода подводного гейзера образует конусообразные наплывы и наросты, похожие на заводские трубы высотой с небоскреб. Из них, как дым, клубами валит горячая черная взвесь. (При высоком давлении на больших глубинах кипения не происходит). Поднимаясь на высоту до 150 метров, она смешивается с холодными придонными слоями океана и, подогревая их, сама охлаждается.

Водород же, выходящий из недр Земли через срединно-океанические хребты частично соединяется с кислородом (из-за этого уровень мирового океана неуклонно растёт). Оставшаяся часть, попадая в атмосферу, на высоте 30 км соединяется с О3, образуя красивейшие перламутровые облака и "дыры" в озоновом слое.

Если посмотреть на спутниковые снимки, то легко заметить, что озоновые дыры чаще всего образуются над срединно-океаническими хребтами, в полярных зонах и над месторождениями углеводородов. Чему посвящены работы нашего соотечественника доктора геолого - минералогических наук Сывороткина В.Л.

Как же выглядела Земля в допотопные времена?


Наша планета была чуть больше современного Марса. Это подтверждается совпадением с точностью 94% материковых плит в узоре мозаики (глобусы Отто Хильгенберга).

Современных океанов не было, так как любой участок океанического дна как минимум в пять раз младше материковых плит.

Наглядно процесс расширения Земли иллюстрирует видео по ссылке .

Вычитая площадь современных океанов из общей площади поверхности Земли, не трудно представить площадь допотопной планеты и вычислить её радиус (по моим расчетам Rdp ~3500 км, 55% современного).

Нашу маленькую планету окружала плотная атмосфера со сплошным облачным слоем, которая хорошо сохранилась в красивейших Янтарных каплях.

Допотопное атмосферное давление было в 2,5 раза больше современного, поэтому ящеры с размахом крыльев в 10-12 метров легко парили в ней.

Такая всемирная теплица способствовала бурному росту всей флоры, что привело к росту кислорода в атмосфере (до 40%). А повышенное содержание углекислого газа (около 1%) не только создавало парниковый эффект, но и способствовало гигантизму растений, поскольку основную массу клетчатки (углерода) растение получает в процессе фотосинтеза из атмосферы!

Тепличные условия сглаживали климат планеты: не было ледников у полюсов и жары на экваторе. Везде были тропики со средней температурой около 30-35 градусов. Скорее всего, не было и осадков в виде дождя и тем более снега, «ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли, но пар поднимался с земли и орошал все лице земли». (Быт. 2:5 )

Не было и ветров, так как отсутствовали зоны перепадов давления. И если это так, то годичных колец в допотопной древесине не должно быть! Так же как сейчас их нет у экваториальных деревьев!

"Откладывание различных годичных колец древесины характерно для зон с хорошо выраженными сезонами года. Во влажных тропиках, где зима и лето по сумме осадков и температурам почти не различаются, заметных годичных колец нет". (Wikipedia)


Отсутствие годичных колец на древесине Ноева ковчега, хранящейся в Эчмиадзине в Армении.

Немудрёно, что такие "Райские" тепличные условия, да ещё и почти при полной защите от ультрафиолета Солнца, привели к развитию гигантизма флоры и фауны, и большей чем в 10 раз (судя по Библии) продолжительности жизни всех организмов! Немалую роль в этом сыграло и отсутствие необходимости потреблять в больших количествах соль, что мы, все травоядные животные, вынуждены сейчас делать для поддержания внутриклеточного осмотического давления (вследствие падения давления атмосферного более чем в 2,5 раза).

Длина года в допотопные времена

Исходя из закона сохранения момента импульса нашей планеты, зная радиус допотопной Земли, учитывая незначительное изменение массы, получается, что продолжительность суток составляла примерно 7,2 часа. При такой скорости вращения форма планеты, скорее всего, была эллипсоидом, сплюснутым у полюсов. Тогда логично предположить, что сила тяжести в тропической зоне была значительно ниже, чем у полюсов, в ней то и обитали гигантские динозавры!

События Потопа

Но в один момент Благоденствие на Земле закончилось! Катаклизм, скорее всего, был вызван космическим событием. Вероятнее всего, это был ударный фронт космических частиц (диаметром около 1 мм), образовавшихся после взрыва сверхновой звезды на удалении не более 100 световых лет от Земли.

Но, так или иначе:

«В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей». (Быт.7:11-12)

Внимательный читатель сразу заметит, что источников вод Потопа было два! И помимо 40 дневного дождя на поверхность хлынули воды из глубин Земли. Земная кора треснула вдоль срединно-океанических хребтов, словно лопнувшая скорлупа яйца. Проснулись множество вулканов, извергая магму и пар. "Источники великой бездны разверзлись" - подкорковые воды и газы вырвались на поверхность.

«И продолжалось на земле наводнение сорок дней [и сорок ночей], и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею; вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод. И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом; на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись [все высокие] горы». (Быт.7:17-20)

Давайте попробуем представить объём воды, необходимый для этих событий: зная радиус допотопной планеты 3500 км, площадь поверхности ~ 154 млн. кв. км, полагая высоту Арарата около 5 км (сейчас 5165 м, но это все же действующий вулкан, вполне мог вырасти на 200 м), получаем объём вод потопа порядка 770 млн. куб. км, всего лишь 56% от современного объёма Мирового океана!


Вулкан Арарат

Как мы помним, источников вод Потопа было два, и даже после прекращения 40 дневного дождя уровень океана продолжал расти, и мы уже понимаем за счёт чего:

«Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней». (Быт.7:24)

Последствия Всемирного наводнения

Когда вода начала спадать:

«И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, [и о всех птицах, и о всех гадах пресмыкающихся,] бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды остановились.

И закрылись источники бездны и окна небесные, и перестал дождь с неба». (Быт.8:1-2)

Благодаря резкому расширению рифтовых зон срединно-океанических хребтов начали образовываться современные океаны, куда постепенно стали уходить воды Потопа (в объёме около 770 млн. куб. км. 56% от современного объёма Мирового океана), оставляя на плоскогорьях слои песка, глины и остовы морских обитателей.

Понятно, что процесс роста диаметра Земли шел неравномерно по логарифмической кривой (y=logax, где a>1). Сначала резкое расширение Тихого океана, потом образовался Индийский океан и Северный ледовитый, а Атлантика – самая молодая зона роста. Более точно летопись этого расширения будет построена после изучения и сравнения зон океанического дна по обе стороны от срединно-океанических хребтов. Основываясь на этих данных, можно будет уточнить возраст Земли и изменения продолжительности суток и длины года.


После Потопа климат Земли изменился разительно: стали заметны времена года, появились климатические зоны, области перепадов давлений, ветра, осадки в виде дождя, снега и града. Постепенно, с падением атмосферного давления, на смену сплошному облачному слою пришли кучевые облака, стало видно голубое небо и радуга - как символ завета Бога о невозможности нового Всемирного потопа!

«И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал:
впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся».
(Быт.8:21-22)

«Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею.

И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга [Моя] в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душою живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти.

И будет радуга [Моя] в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом [и между землею] и между всякою душою живою во всякой плоти, которая на земле». (Быт.9:13-16)

Следовательно, среди глобальных угроз человечеству могут быть цунами и наводнения очень большой силы, никто не исключает и метеоритной угрозы или извержения супервулкана, но благодаря тому, что процесс дегазации водорода из недр земли идёт постоянно (матушка Земля не спеша выпускает пар), большого Всемирного потопа больше не случится! Нет физических возможностей покрыть современную планету 5 километровым слоем воды!

Анализ возможных планетарных бедствий исчерпывающе представлен академиком РАЕН Полевановым В.П. в докладе "Что грозит человечеству?"

Многие учёные и атеисты не однократно подвергали сомнению слова Священного писания, а оказывается, события, там описанные, вполне могли происходить и ни каким законам физики не противоречат! Человечество обрело эти знания 30 веков назад, а наука приходит к пониманию этих процессов только сегодня!

Много ли "воды утекло" с допотопных времён?

По "научным" представлениям около 200-250 млн. лет, таковы самые древние датировки пород океанического дна. А что если верна датировка Православного календаря? И за окном 7526 год от сотворения мира и 5870 с момента начала Всемирного потопа? Воистину, познание умножает границы непознанного!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .


К сожалению, табличка, на которой был записан миф , сохранилась не полностью, и начало мифа отбито. Мы можем восполнить смысл недостающих фрагментов по его более поздней вавилонской версии. Она вставлена, как рассказ, в эпос о Гильгамеше "О все видавшем…" . Первые читаемые строки повествуют о сотворении человека, о божественном происхождении царской власти и об основании пяти старейших городов.

Далее речь идет о том, что на совете богов было принято решение наслать на землю потоп и уничтожить все человечество, но многие боги огорчены этим. Зиусудра, правитель Шуруппака, представляется набожным и богобоязненным царем, который пребывает в постоянном ожидании божественных снов и откровений. Он слышит голос бога, скорее всего Энки, сообщающий ему о намерении богов "уничтожить людское семя".

Дальнейший текст не сохранился из-за большой трещины, но, судя по вавилонскому аналогу, в нем Зиусудра получает подробные наставления по строительству огромной лодки, чтобы спастись от неминуемого бедствия.

Текст возобновляется ярким описанием потопа. В течение семи дней и семи ночей на земле бушует буря такой силы, что даже боги боятся ее. Наконец на небе появился бог Солнца Уту, который осветил и обогрел землю. Зиусудра простерся перед ним ниц и принес в жертву волов и овец.

Последние строки мифа описывают обожествление Зиусудры. Он получил в дар "жизнь как у бога", то есть бессмертие и вместе с супругой был перенесен в божественную райскую страну Дильмун.

Вавилонская версия мифа о потопе существует в виде самостоятельной легенды об Атрахасисе и в виде, упомянутой выше вставки в эпос о Гильгамеше. В последнем рассказе имя героя звучит как Утнапишти. Оно является почти дословным переводом на аккадский язык имени Зиусудры - шум. "нашедший жизнь долгих дней". По-аккадски Утнапишти означает "нашел дыхание".

Миф о потопе сохранился и в виде всем известного библейского предания о Ное , и в трудах историка Бероса, писавшего на греческом языке. Только у Бероса Зиусудра зовется Ксисутросом, а богом, предупредившим его об опасности, был Кронос.

Первые 37 строк разбиты.

Истребление моих человеков...
Мной сотворенное богине Нинту...
Воистину я возвращу ей.
Я верну народ к местам их обиталищ.
Да будут их грады построены, да будут их беды рассеяны.
Кирпичи во всех своих градах на места священные
Воистину пусть они поставят.
На святых местах пусть собраны будут.
Святость воды - огня гашение - да будет
В праведности установлена.
Обряды, могучие Сути совершенными воистину будут,
Землю вода да оросит, благостный мир я им дам".

Когда Ан, Энлиль, Энки, Нинхурсаг
Черноголовый народ сотворили,
Живность в земле начала множиться буйно,
Всевозможные четвероногие твари
узором достойным покрыли долины.

Более 30 строк разрушено.

"Труды их усилий хочу я направить.
Строитель Страны да прокопает землю, да заложит основы".

Когда Сути царственности с небес спустились,
Могучий венец и царственности престол с небес спустили,
Он сотворил их обряды, он могучие Сути
Совершенными сделал.
Он основал селенья и грады.
Он имена им нарек, доли им он распределил.

Первый из них - Эредуг, вождю Нудиммуду его он дал.
Второй - жрице небес - Бадтибиру он ей дал.
Третий - Лараг, Пабильсагу его он дал.
Четвертый - Сиппар, герою Уту его он дал.
Пятый - Шуруппак, Суд он его дал.
Этим градам он дал имена, он столицами их назначил.
Он не прекратил разливы, он прокопал землю,
Он принес им воду.
Малые речки он очистил, провел оросительные протоки.

40 строк разрушено

В те дни Нинту... свои творенья...
Светлая Инанна за своих человеков плач заводит.
Энки сам с собою советуется.
Ан, Энлиль, Энки, Нинхурсаг,
Боги Вселенной именем Ана поклялись,
Именем Энлиля поклялись.
В те дни Зиусудра, помазанник божий...
Навес овальный себе построил...
В покорности, благоговейно, со смиренными,
Праведными словами...
Каждый день он стоял, склоняясь...
То не сон, то выход его речений...
Дабы заклясть небо и землю.

В Киуре бога... стена...
Зиусудра, у края встав, слышит...
"Край стенки слева, ну-ка, послушай!
Край стенки, скажу тебе слово, прими мое слово!
Будь внимателен к моим наставленьям!
Потоп пронесется надо всем миром,
Дабы семя человечества уничтожить.
Окончательное решенье, слово божьего собрания...
Решение, реченное Аном, Энлилем, Нинхурсаг,
Царственность, ее прерывание..."

Около 40 строк, разрушено

Все злобные бури, все ураганы, все они собрались вместе.
Потоп свирепствует надо всем миром.
Семь дней. Семь ночей.
Когда потоп отбушевал над Страною,
Злобный ветер высокой волною
Отшвырял огромное судно,
Солнце взошло, осветило небо и землю,
Зиусудра в огромном своем корабле отверстие сделал,
И солнечный луч проник в огромное судно.
Царь Зиусудра
Пал ниц перед солнцем-Уту.
Царь быков заколол, много овец зарезал.

Разрушено около 40 строк.

Жизнью небес и жизнью земли они поклялись,
Ан и Энлиль жизнью небес и земли поклялись о том.
Кто укрылся,
Дабы живое из земли поднялось,
Дабы оно для них вышло.
Царь Зиусудра
Пред Аном, Энлилем смиренно простерся.
Энлиль с Зиусудрою ласково заговорили.
Когда жизнь, словно богу, ему присудили,
Жизнь долгую, словно богу, ему изрекли,
Тогда они царя Зиусудру,
Кто имя жизни сберег, человечества семя спас,
Поселили его в стране перехода, в стране Дильмун, там,
Где солнце-Уту восходит...
"Ты..."

Конец разрушен.

Перевод В. К. Афанасьевой

Глава 8. Библейский миф о Потопе

Вот одна из интепритаций мифа о Потопе в более вольном пересказе. Ной не был склонен расставаться со своей невинностью, хотя его часто побуждали к этому, и он дождался, пока Бог нашел ему женщину, которая оставалась единственной девственницей в те времена. Именно она родила ему сыновей - Сима, Хама и Иафета. Когда они возмужали, Ной женил их на дочерях Елиакима, сына Мафусала.

Господь предупредил Ноя о Потопе, и Ной распространил это известие среди всех людей, проповедуя покаяние, куда бы он ни приходил. Хотя его слова горели огнем, словно факелы, люди смеялись над ним: «Что такое потоп? Если это огненный потоп, то у нас есть alitha (асбест?), и мы спасемся; а если это вода, то у нас есть железные полотнища, которые никакая вода из земли не сможет пробить. А против воды с неба мы можем использовать ageb (навес?)». Ной предостерегал их: «Господь пошлет воды, которые будут кипеть у вас под ногами!». Они хвастались: «Какой бы ни был потоп, мы такие высокие, что вода не поднимется нам даже до шеи; а если Он откроет шлюзы Тионы, мы наступим на них и так закроем их».

Господь приказал Ною построить из дерева гофер и осмолить внутри и снаружи просторный ковчег для себя, для своей семьи и для «всех животных и всякой плоти». Он должен был взять по семь чистых животных и птиц и по паре нечистых и гадов и запастись для них пищей. Пятьдесят два года Ной был занят строительством ковчега; он работал медленно в надежде отсрочить месть Бога.

Бог Сам придумал план ковчега. Каждое жилье было поделено на сотни отделений, и в самом нижнем должны были находиться дикие звери и домашние животные, в среднем - все птицы, в верхнем - все гады и семейство Ноя.

Некоторые бродячие духи тоже вошли в ковчег и были спасены. Пара чудовищ, которые были слишком велики для ковчега, тем не менее, выжили: Буйвол, который плыл позади ковчега, положив на него нос, и Великан Ог, который был сыном Хийи и женщины, ставшей потом женой Хама и уговорившей Ноя взять Ога, голову которого поддерживала веревочная лестница. В благодарность Ог поклялся быть рабом Ноя; но хотя Ной кормил его через окошко, после потопа Ог вновь принялся за старое.

Когда Ной начал отбирать животных и птиц, и гадов, он пришел в такой ужас от предстоящей ему задачи, что вскричал: «Господь Вездесущий, как мне справится с этим?». Тогда ангелы-хранители всех видов слетели с Небес и, принеся с собой корзинки с едой, поставили их в ковчег, так что вся живность пришла сама. Случилось это как раз в тот день, когда умер Мафусал, а было ему девятьсот шестьдесят девять лет, и до Потопа оставалась еще целая неделя. Господь отсрочил Потоп на время траура в надежде, что человечество раскается. Он приказал Ною сидеть возле двери ковчега и внимательно осматривать каждое приближающееся существо. Те, кто ползли по дороге, должны были быть допущены в ковчег, а те, кто шли, выпрямившись, не должны были быть допущены. Говорят, что, согласно указаниям Господа, если существо мужского пола приказывало женщине опуститься на колени, то оба допускались в ковчег, но если приказывала женщина, то оба не допускались. Он же приказал так, потому что в это время не только мужчины впадали в скотство. Звери отказывались от своих самок, и жеребцы предпочитали ослиц, а ослы - кобылиц, псы - волчиц, змеи - черепах и так далее; более того, самки часто помыкали самцами. Господь решил истребить все живое, оставив лишь тех, кто был покорен Его воле. Задрожала, закачалась Земля, потемнело солнце, сверкнула молния, прогремел гром, и оглушительный голос, какого никогда еще не слышали на Земле, зазвучал над горами и равнинами. Это Бог, пугая грешников, призывал их к покаянию, но напрасно. И он выбрал воду, а не огонь для наказания молчаливых грешников и открыл Небесные шлюзы, убрав двух Плеяд; позволив таким образом Верхним и Нижним Водам - мужскому и женскому элементам Тионы, которые он разделил в дни Творения, - воссоединиться и в космическом объятии разрушить мир.

Потоп начался на семнадцатый день второго месяца, когда Ною исполнилось шестьсот лет. И он, и все его семейство вошли в ковчег, и Бог накрепко закрыл за ними дверь. Но даже Ной все еще не мог поверить, что Бог смоет Свой великолепный труд, поэтому не прятался, пока вода не дошла ему до лодыжек.

Вода быстро затопила всю землю. Семьсот тысяч грешников собрались возле ковчега, умоляя: «Открой дверь, Ной, впусти нас!». А Ной кричал изнутри: «Разве я не просил вас покаяться целых сто двадцать лет, но вы не слушали меня!» - «Мы каемся», - отвечали ему. «Поздно!» Люди пытались сломать дверь и перевернули бы ковчег, если бы стая отвергнутых волков, львов и медведей не разорвали сотни людей на куски. Остальные разбежались. Когда поднялись Нижние Воды Тионы, грешники первым делом побросали в реки детей, надеясь остановить пребывание воды, а сами полезли на деревья и горы. Дождь сбрасывал их вниз, и вскоре поднявшиеся воды подхватили ковчег, а потом он поднялся на пятнадцать локтей над самой высокой вершиной. Волны швыряли его из стороны в сторону, так что все, кто были внутри, напоминали стручки гороха в кипящем горшке. Говорят, что Господь подогревал воды Потопа пламенем Бездны и наказывал пламенную похоть обжигающей водой, поливал огненным дождем грешников и не мешал воронам выклевывать глаза у тех, кто плыл в потоках воды.

Жемчужина, свисавшая с потолка ковчега, светила Ною и его семейству. Когда она бледнела, Ной знал, что наступило утро; когда же она становилась ярче, он знал, что скоро наступит вечер, и поэтому он мог вести счет Субботам. Говорят, однако, что свет исходил от священной книги, которую архангел Рафаил дал Ною. Она была украшена сапфиром и заключала в себе знания о звездах, искусстве врачевания и отпугивания демонов. Ной оставил ее в наследство Симу, а после него она переходила от Авраама к Иакову, Левию, Моисею, Иисусу и Соломону.

Двенадцать месяцев ни Ной, ни его сыновья не спали, постоянно занятые какими-то делами. Одни животные имели обыкновение есть в первый час утра или ночи, другие - во второй, третий или четвертый час или даже позже, и каждый требовал свою еду: верблюды - сена, ослы - ржи, слон - виноградных побегов, страус - разбитого стекла. Но говорят также, что звери, птицы, гады и даже люди питались одинаково - плодами смоковницы. Ной молился: «Господь Всемогущий, освободи меня из этой тюрьмы! Моя душа устала». К тому же, никто не знал, как кормить хамелеона; но однажды Ной открыл гранат, и из него вывалился червь, которого изголодавшийся хамелеон мгновенно съел. Тогда Ной замесил побеги верблюжьей колючки вместе с обычной мукой и стал кормить хамелеона червяками, которые вырастали в этом. Оба льва подхватили простуду, и они даже не смотрели в сторону своих обычных жертв, а ели траву, словно быки и коровы. Глядя на забившегося в угол феникса, Ной спросил: «Почему ты не требуешь еду?» - «Господин, - ответил феникс, - твои домашние и так очень заняты, поэтому я не хочу доставлять им еще больше забот». Ной поблагодарил феникса и сказал: «Пусть будет воля Божья на то, чтобы ты жил вечно!».

Ной поселил отдельно своих сыновей и их жен и запретил им плотскую близость: пока мир разрушен, они не должны были даже думать о его заселении. Такой же запрет он наложил на всех зверей, птиц и гадов. Лишь Хам, пес и ворон ослушались его. Хам согрешил, чтобы спасти свою жену от позора: если бы он не лег с ней, Сим и Иафет узнали бы, что она носит ребенка от падшего ангела Шемхазая. Тем не менее, Бог наказал Хама, сделав его кожу черной. Он наказал пса, в позоре соединив его с сукой после соития; и Он наказал ворона, заставив его осеменять самку клювом.

Когда миновали сто пятьдесят - другие говорят, сто сорок - дней, Бог закрыл Небесные шлюзы двумя звездами, взятыми из Большой Медведицы. Она до сих пор каждую ночь преследует Плеяд и рычит: «Отдай мои звезды». Потом Он послал ветер, чтобы он выгонял воды Тионы за край Земли, пока не убудет Потоп. На седьмой день седьмого месяца Ноев ковчег остановился на горе Арарат. В первый день десятого месяца показались вершины других гор. Подождав еще сорок дней, Ной открыл окошко и выпустил ворона посмотреть, не убыла ли вода. Ворон дерзко ответил ему: «Господь, твой господин, ненавидит меня; иты тоже меня ненавидишь! Разве не приказал Он: «Возьми по семь чистых животных и птиц и по паре нечистых и гадов?» Почему ты выбрал меня для опасного путешествия, если нас лишь двое? Почему ты бережешь голубей, когда их семь? Если я умру от холода или голода, в мире не останется воронов. Или тебе по вкусу моя жена?» Ной вскричал: «Ах ты, ослушник! Разве я не приказал тебе посмотреть, не закончился ли Потоп? Лети прочь и побыстрее!» Но ворон не смирился: «Так я и думал! Тебе нужна моя жена!» В ярости Ной крикнул: «Неужели Господь не проклянет клюв, произносящий подобные речи?» И все, кто был в ковчеге, сказали: «Аминь!» Ной открыл окошко, и ворон, который успел обрюхатить свою подругу и других птиц, что были поблизости, таким образом, испортив их породу, улетел прочь, но вскоре возвратился. Ной опять послал его искать сушу, и он опять возвратился. На третий раз он не вернулся, пируя на трупах. Такой же приказ Ной дал голубю, который тоже вскоре возвратился, не найдя дерева, на котором можно было бы отдохнуть. Через семь дней он полетел вновь и возвратился к вечеру, неся в клюве сорванный листочек оливы. Голубь отправился в путь еще через семь дней и не возвратился. В первый день первого месяца Ной вылез на крышу ковчега и огляделся. Но увидел он лишь огромное грязевое море, простершееся до дальних гор. Даже надгробия Адама не было видно. До двадцать седьмого дня второго месяца ветер и солнце сушили землю, чтобы Ной мог выйти из ковчега.

Как только Ной коснулся ногой земли, он стал собирать камни и воздвигать алтарь. Бог «обонял приятное благоухание» сожженных приношений и сказал: «Не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его, и не буду больше поражать всего живущего, как я сделал: впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, день и ночь не прекратятся». И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю;…да страшатся и да трепещут вас все звери земные. и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские». А еще он разрешил всем есть мясо, но без крови, объяснив, что душа зверя в крови его, и ввел наказание смертью человеку или зверю, совершившему убийство. Потом Он поместил на небо Радугу и сказал: «И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится Радуга [Моя] в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душою живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти».

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Древний Шумер. Очерки культуры автора Емельянов Владимир Владимирович

Миф о потопе Единственный экземпляр этого таинственного текста был обнаружен в составе табличек Ниппурской библиотеки экспедицией Пенсильванского университета. Прочесть можно всего шесть небольших фрагментов текста, его начало и конец, равно как и предназначение, до

Из книги Тайна Ноева ковчега [Легенды, факты, расследования] автора Мавлютов Рамиль

Глава 9. Миф о Потопе - греческий и аккадский Параллельно мифу о Потопе из Книги Бытия существуют два других мифа: греческий и аккадский. Аккадский миф, в основе которого сказание о Гильгамеше, был известен у шумеров, хурритов и хеттов. В нем героя Утнапиштима

Из книги Атлантида и Древняя Русь [с иллюстрациями] автора Асов Александр Игоревич

ИНДИЙСКИЕ ПРЕДАНИЯ О ПОТОПЕ А теперь отправимся в Индию - страну с одной из самых древних культур. Традиции Индии не прерывались несколько тысячелетий. Предания Индии сохранились в неприкосновенности в отличие от мифов Китая или Египта, от которых до нас дошли лишь

Из книги Книга 2. Тайна русской истории [Новая хронология Руси. Татарский и арабский языки на Руси. Ярославль как Великий Новгород. Древняя английская истори автора

46. Русская секта субботников считала, что библейская Ассирия, библейский Египет и библейский Вавилон - это средневековая Русь Настоящий раздел содержит наблюдения наших читателей, объясняемые нашей реконструкцией.В статье С. Дудакова «Иерусалимские заметки»,

Из книги Шумеры. Забытый мир [ёфицировано] автора Белицкий Мариан

Легенда о потопе В рассмотренных нами мифах в качестве действующих лиц выступают боги. В сонме бессмертных, которые, однако, могли тяжело и даже смертельно «болеть», происходили самые разнообразные события, отражавшие земные дела, порой весьма прозаические. Однако в

Из книги Боги нового тысячелетия [с иллюстрациями] автора Элфорд Алан

Из книги Русь и Рим. Мятеж Реформации. Москва – ветхозаветный Иерусалим. Кто такой царь Соломон? автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 5 Библейский царь Соломон и древности Стамбула = Иерусалима 1. Библия о царе Соломоне О царе Соломоне рассказано в кн. 3 Царств (2-11) и кн. 2 Паралипоменон (1–9). Соломон правит вслед за царями Саулом и Давидом. При этом Соломон с самого начала правит в Иерусалиме. Его

Из книги Шумеры. Забытый мир автора Белицкий Мариан

Из книги Книга 1. Античность - это Средневековье [Миражи в истории. Троянская война была в XIII веке н.э. Евангельские события XII века н.э. и их отражения в и автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

Глава 2 Библейский Апокалипсис рассказывает об османском = атаманском завоевании XV–XVI веков 1. Краткое содержание Апокалипсиса В томе «Числа против Лжи», гл. 3 приведена датировка библейского Апокалипсиса концом XV века, полученная автором совместно с Г.В. Носовским.

Из книги Безмолвные стражи тайн (загадки острова Пасхи) автора Кондратов Александр Михайлович

Легенды о потопе Легенды о потопе распространены в самых различных частях света, от Европы до Австралии. Конечно, речь идет в них не о библейском всемирном потопе, насланном за грехи людей, а о стихийных бедствиях - наводнениях, гигантских волнах-цунами, штормовом нагоне

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 4 Библейский царь Соломон и древности Стамбула = Иерусалима 1. Что рассказывает Библия о царе Соломоне О Соломоне говорят книги 3 Царств, гл. 2-11 и 2 Паралипоменон, гл. 1–9. Он правит вслед за царями Саулом и Давидом. При этом Соломон с самого начала царит в Иерусалиме,

Из книги Атлантида и Древняя Русь [с бо?льшими иллюстрациями] автора Асов Александр Игоревич

Индийские предания о потопе А теперь отправимся в Индию – страну с одной из самых древних культур. Традиции Индии не прерывались несколько тысячелетий. Предания Индии сохранились в неприкосновенности, в отличие от мифов Китая или Египта, от которых до нас дошли лишь

автора

Глава III. Рассказы о всемирном потопе Что говорят о нем разные племена и народы У многих, очень многих народов сохранилось до сих пор предание, что когда-то на земле был всемирный потоп.Говорят, весь земной шар был тогда покрыт водою, даже самые высокие горы скрылись под

Из книги Среди тайн и чудес автора Рубакин Николай Александрович

Что говорится о потопе в Коране Вот в этом-то и заключается главная неясность всяких сказаний о всемирном потопе. И правда, коли такой потоп действительно был, значит, это было не что иное, как чудо: он сам собой произойти не мог. Для этого, несомненно, потребовалось

Из книги Четвёртый ингредиент автора Брук Михаил

ГЛАВА 1. ИСТОРИИ НА БИБЛЕЙСКИЙ ЛАД. "ПОКУДА ЗЕМЛЯ СТОИТ, НЕ ПРЕКРАТЯТСЯ ПОСЕВ И ЖАТВА, ХОЛОД И ЗНОЙ, ЛЕТО И ЗИМА, ДЕНЬ И НОЧЬ", - да будут прощены эти слова тем, кто скажет их

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

12.4. Тит Манлий-отец и библейский Давид Тит Манлий-сын и библейский Авессалом Любовь, конфликт и гибель сына, «привязанного волосами к деревянному столбу» Рассказ Тита Ливия о Второй Латинской войне и особенно сюжет о Тите Манлии-сыне близок к ветхозаветной истории войны

Только одному человеку он сохранил жизнь.

Звали этого человека Ной. Он был трудолюбивый и добрый.

И сказал Бог Ною:

Люди стали жестоки и злы. Я затоплю их землю и уничтожу всякую тварь живую!

И велел Бог Ною построить огромный корабль - ковчег - из самого крепкого дерева. Чтобы в ковчеге этом было три палубы - три этажа: верхняя палуба, средним и нижняя. Чтобы дверь в ковчеге, была сбоку. Да хорошенько надо просмолить Ковчег изнутри и снаружи.

Когда построишь ковчег, - сказал Бог, - войдёшь в него со своей семьёй. Но сначала приведи в ковчег всех зверей и птиц по паре. Всех, какие есть на земле, даже летучих мышей и червей, земляных не забудь ваять с собою в ковчег! Да побольше напаси для всех корма! Собери семена деревьев и трав полевых.

Сделал Ной, как сказал Бог. Всех погрузил, даже пчёл и лягушек. Семена развесил по ковчегу в мешочках, кокосовые орехи и луковицы повесил стыками.

И когда, наконец, Ной поймал двух Воробьёв, он вошел в ковчег, и Бог затворил за ним дверь.

Как только Бог затворил за ним дверь, ударил гром, тьма накрыла землю, горы наклонились, небо разверзлось и хлынул дождь.

И шёл дождь сорок дней И сорок ночей.

И нельзя было понять, где небо и где земля, где верх где низ. Всё было - вода! Ночь была днём, а день ночью.

Когда хлынула вода, люди спасались на крышах, на деревьях, убегали в горы.

Медведи спасались вместе с оленями, волки в горах дрожали вместе с овцами, а вода всё прибывала!

Смыло волнами с горных вершин слонов. Они плавали и трубили хоботами, а львята карабкались к ним на спины.

И скрылись в пучине вершины гор, и потонули слоны и львы, и только огромный Ноев ковчег швыряло волнами как щипку.

Долго носился Ноев ковчег по волнам, и не было ни клочка земли, ни островка, только чёрная вода и чёрное небо. Иногда глухо стукнет в борт ковчега дерево, вырванное с корнем. Притихнет Ной с семейством, притихнут звери, закричит испуганная обезьянка, да корова перестанет жевать сено.

Наконец вспомнил Бог о Ное и обо всех тварях, которые были с ним в ковчеге. И послал Ною знамение, что потоп кончился: засияла над землёй радуга.

Слышит Ной: стукнулся ковчег, покачивает его и бьёт о камень. Ной открыл окно, видит - из воды торчит вершина горы Арарат.

Посмотрел Ной вокруг: вода и вода, конца ей не видно, всюду мутные воды блестят на солнце.

Прошло семь дней.

Выпустил Ной чёрного ворона. Возвратился ворон: нет берега, негде отдохнуть ворону.

Прошло ещё семь дней.

Выпустил Ной белого голубя. Долго летал голубь, возвратился, сел Ною на плечо, клюв раскрыл, отдышаться не может: нет берега, нет ветвей на деревьях, негде отдохнуть голубю.

Утром опять улетел голубь. Долго ждал его Нон. Солнце опустилось в красные воды. Видит Ной - летит к нему голубь и зеленый масличный лист держит в клюве. Понял Ной, что где-то есть сухая земля.

Отдохнул голубь и опять улетел. Долго ждал его Ной. Но на этот раз не вернулся голубь в ковчег. Стала вода убывать.

Горы обсохли, и холмы обсохли, в низинах лужи блестят на солнце. Потом вдруг схлынула вода - и земля обнажилась.

, выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.

Библейское учение о всемирном потопе (Быт. гл. 6–7), которым, по Библии, оканчивается первобытная («допотопная») история человеческого рода, после которого начинается новый период, новая эра человечества, наиболее оспаривается рационалистической научной критикой. Оспаривается главным образом объем потопа, т. е. его всемирность. Кроме того, оспариваются и частности, например, существование Ноева ковчега, возможность помещения в нем всех животных и др. Однако все ученые-геологи признают несомненность какой-то огромной геологической катастрофы, связанной с наводнением или обледенением. Сомнения возникают лишь во всемирности этой катастрофы и в ее длительности. Геология противопоставляет потопу гипотезу так называемого «ледникового периода», считая этот геологический феномен более древним, более продолжительным и более всеобъемлющим.

Христианская апологетика по вопросу о потопе прежде всего стремится выяснить, какое значение для христианского мировоззрения имеет библейское повествование о всемирном потопе, а затем уже ищет научных данных, подтверждающих его истинность.

Вопрос о потопе – не частность, а одно из чрезвычайно важных положений мировоззрения христианина. Всемирный потоп – мировое событие, связанное с историей Ноя и его сыновей, от которых библейская история производит все существующие доныне племена и народы.

Кроме исторического значения, всемирный потоп имеет еще догматическое и нравственное значение. С всемирным потопом связано догматическое учение о единстве и непрерывности человеческого рода от Адама через Ноя до нашего времени. Причина же потопа имеет глубоко нравственное значение: потоп был послан человечеству как наказание за грехи, за всеобщее моральное разложение.

Истинность всемирного потопа засвидетельствована словами Самого Спасителя, что для христианина имеет решающее значение. Ибо христианское сознание может легче предположить, что весь мир ошибается, чем кощунственно подумать о том, что ошибся Богочеловек (см. Мф. 24, 37).

В апостольских посланиях также часто говорится о всемирном потопе как о действительно бывшем событии (см. 2 Пет. 2, 5; Евр. 11, 7). Спаситель и апостолы Его, по самому характеру своей проповеди истины, не могли приводить «легендарных» и «ложных» сказаний о потопе в доказательство правосудия Божиего.

У разных народов имеется свыше семидесяти разных сказаний, напоминающих описание потопа в 6-й главе книги Бытия (наиболее близким к Библии является сказание Вавилонское). Всеобщность предания о потопе говорит о том, что в основу его легло какое-то действительное мировое событие, запечатлевшееся в памяти народов и сохранившееся в течение многих веков.

По вопросу о том, был ли библейский потоп всемирным в том смысле, что он покрыл всю поверхность земного шара (т. е. был геологическим явлением), или в том смысле, что в его волнах погибло все допотопное человечество (т. е. что он был явлением антропологическим), имеются в западном богословии различные мнения. Пытаясь примирить библейское сказание с геологическими научными гипотезами, некоторые западные богословы допускают, что потоп мог быть не повсеместным на всем земном шаре, а захватить собой только те местности и страны, которые были обитаемы людьми.

Православное богословие с этим согласиться не может, во-первых, потому, что это противоречит и смыслу и букве библейского повествования, в котором ясно сказано, что потопом покрылись все самые высокие горы по всей земле, а во-вторых, и потому, что и с научной точки зрения трудностей при объяснении местного потопа гораздо больше, чем для объяснения потопа всемирного.

Научные геологические гипотезы о потопе несколько раз менялись. Пока в допотопных слоях земли не находили никаких остатков людей, появлялись геологи, решительно утверждавшие, что потоп имел место на земле до появления человека. В настоящее время (после открытия следов человека в допотопных слоях земли) факт существования человека до потопа неоспорим. С этим фактом рушились многие «противоречившие» Библии старые геологические гипотезы. Но новые и новейшие геологические гипотезы о потопе представили новые «противоречия», которые, однако, не разделяются всеми учеными геологами. Главные пункты разногласия геологических гипотез с библейским сказанием могут быть сведены к следующим положениям.

Во-первых, геология смотрит на потоп как на естественное космологическое явление, а не как на специальное явление наказания Божиего людям. Противоречивость различных геологических гипотез и, в конце концов, бессилие науки только «научно» объяснить явление потопа только подтверждают в сознании христианина несомненную чудесность этого события.

Далее, геология смотрит на потоп не как на внезапную катастрофу, подготовлявшуюся по Библии только сорок дней, а как на громадную по времени продолжения целую геологическую эпоху. Потопу, по геологическим гипотезам, предшествовало постепенное, крайне медленное понижение температуры на земле, дошедшее наконец до ледяного состояния, причем массы воды на земной поверхности превратились в ледники, покрывшие обширные пространства земли. По Библии, потоп внезапно наступил и сравнительно скоро прошел, тогда как «ледниковый период», по геологии, весьма долго подготовлялся и еще дольше продолжался (в течение многих тысячелетий).

По Библии, потоп был всемирным и в геологическом, и в антропологическом смысле, т. е. весь земной шар был залит водой выше самых высоких гор, и все допотопное человечество, за исключением семьи Ноя, погибло. Мнения же геологов по этому вопросу расходятся, причем меньшинство предполагает, что некогда полярные льды и снега покрывали всю земную поверхность (чем предполагается, что и наводнение, предшествовавшее образованию льдов, было повсеместным), тогда как большинство склоняется к признанию только местного, хотя и обширного обледенения. Далее, геологи склонны отодвигать свой потоп на миллионы лет назад и не думают, что все человечество погибло в нем. Эти разногласия теологов и геологов невольно приводят к мысли: об одном и том ли явлении они спорят? И не следует ли отличать «потоп» библейский от «ледникового периода» геологов?

Многие современные геологи считают, что «ледниковый период» есть гипотеза, а потоп – еще не разрешенная проблема. Причины повсеместного понижения температуры, обусловившего наступление «ледникового периода», с достаточной точностью наукой еще не определены. Если библейский потоп не может быть строго научно доказан, то он не может быть также и научно опровергнут. Следовательно, нет никаких «научных» препятствий к христианскому доверию Библии.

Против всемирности библейского потопа часто возражают, ссылаясь на то, что в самой Библии не указывается достаточных причин для такого потопа. Сорокадневный дождь, говорят возражающие, недостаточен, чтобы произвести такое громадное наводнение. По поводу этого возражения следует прежде всего сказать, что главная причина потопа, по Библии, заключается не в тех или иных естественных причинах, а во всемогущей воле Божией. Но и естественные причины, указанные в Библии как причины, подчиненные высшей Божественной воле, – были достаточны для всемирного потопа.

Главная причина потопа, по Библии, заключалась в том, что «разверзлись все источники великой бездны» (Быт. 7, 11), а дожди ставятся на втором плане (Быт. 8, 2). Что следует понимать под «источниками великой бездны»? Это могло означать и океаны, хлынувшие в результате мирового катаклизма, связанного с землетрясениями и изменениями дна океанов и морей; это могли быть и подземные водяные источники, которые, по мнению некоторых геологов, так громадны, что могли бы доставить еще более значительное количество водяной массы, чем это потребовалось для всемирного потопа.

Следовательно, все возражения против геологической достаточности причин потопа, указанные в Библии, не основательны.

Следует еще отметить указание Библии на радугу, которая появилась впервые только после потопа. Согласно некоторым научным гипотезам (например, гипотезе профессора Рима), существование радуги при допотопной атмосфере физически было невозможно, и лишь при выпадении огромных масс воды появилась возможность в измененной атмосфере появления феномена, именуемого радугой. Эта радуга, подчеркнутая в библейском повествовании как знак обета, что «потопа больше не будет», сообщает всему библейскому рассказу особую значительность и правдивость.

 

Возможно, будет полезно почитать: