Страстная пятница икона. Что нужно помнить в Страстную Пятницу? Евангелие от Луки

Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого. И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский.

Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или Ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух. Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник. И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь. Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это.

Отче! прости им,

ибо не знают, что делают.

Великую Пятницу совершились и воспоминаются Церковью святые, спасительные и страшные страдания и смерть Господа Иисуса Христа, ради нас волею Им претерпенные. Совершая в Великую Пятницу «последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа», Православная Церковь в этот великий день все моменты священных событий спасения мира ознаменовала богослужением: время взятия Спасителя в саду Гефсиманском и осуждения Его архиереями и старейшинами на страдания и смерть () – богослужением утрени; время ведения Спасителя на суд к Пилату – богослужением первого часа (); время осуждения Господа на суде у Пилата – совершением третьего часа; время крестных страданий Христа – шестым часом; время смерти – девятым часом; а снятие тела Христова со креста – вечернею.

В Великую Пятницу литургии не бывает, – потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, – а совершаются Царские часы. Вечерня совершается в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на кресте, в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его. На вечерне священнослужители поднимают Плащаницу (то есть изображение Христа, лежащего во гробе) с престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма. Плащаница полагается на гробнице, особо приготовленном столе. Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед Плащаницей и лобызают язвы изображенного на ней Господа – прободенные ребра, руки и ноги Его. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.

На утреннем богослужении в Великую Пятницу Церковь торжественно произносит благовестив о страданиях и смерти Богочеловека, разделенное на 12 чтений евангельских, называемых Страстными Евангелиями. Чтение 12-ти Евангелий в Великую Пятницу взяло начало свое от предания апостольского. О чтении 12-ти Страстных Евангелий в Великую Пятницу упоминает святитель Иоанн Златоуст. Он говорит: «Иудеи нападают с неистовством на Иисуса Христа и сами по себе мучают Его, связывают, отводят, делаются виновниками обид, нанесенных воинами, пригвождают ко кресту, укоряют, насмехаются. Пилат здесь ничего не присоединял со своей стороны: они сами все делают. И сие у нас прочитывается, когда бываем все в собрании, дабы не сказали нам язычники: вы показываете народу только блистательное и славное, например, знамения и чудеса, а позорное скрываете. Благодать Святого Духа так устроила, что все сие прочитывается у нас во всенародный праздник, – именно, в Великий Четверг Пасхи (то есть в Пятницу Страстной седмицы), когда мужчины и женщины предстоят в великом множестве, когда стекается целая вселенная, тогда-то проповедуется сие громким гласом; и при таком-то всенародном чтении и проповедании мы веруем, что Христос есть Бог». «Ныне все мы, – говорил святой Иоанн Дамаскин в Великую Пятницу, – собрались послушать о Кресте, наполняем Церковь, тесним друг друга, потеем и изнуряем себя».

Чтения Страстных Евангелий предваряются и сопровождаются пением: «Слава долготерпению Твоему, Господи». Действительно, долготерпение Его было чрезвычайно, страдания страшны. По словам Церкви и святителя Иоанна Златоуста, во время страшных и спасительных страданий Господа каждый член святой плоти Его «претерпел бесчестие нас ради: глава от тернового венца и трости; лицо от ударов и заплеваний; ланиты от заушений; уста от поднесения уксуса, смешанного с желчию; уши от хулений злочестивых; плечи от биения; десница от трости, которую дали держать Ему вместо скипетра; руки и ноги от гвоздей; ребра от копия; все тело от обнажения, бичевания, одеяния хламидою, притворного поклонения и распятия на кресте».

Каждое чтение Евангелия возвещают благовестом, и при каждом чтении предстоящие зажигают светильники: это знаменательно указывает на торжество и славу, сопровождавшие Сына Божия и во время крайнего Его уничижения, среди поругания и страданий, и свидетельствующие о Его высочайшей святости и Божестве. Господь, идя на добровольные страдания и смерть, Сам предрек: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем. Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его (), то есть «вместе с Крестом», говорит Иоанн Златоуст. Страдания Господа за грехи наши были сколько тяжки, столько же и славны для Господа. Враги идут взять Его на страдания и смерть – и падают пред Его Божественным всемогуществом, и исцеляются от ран. Они злобствуют против Спасителя, но Его невинность и высочайшая святость торжествует над их ослепленною злобой. Те, которые или по страху, или корыстолюбию отреклись от Господа, грех свой против Него исповедуют или слезами раскаяния, или смертью отчаяния. Апостол Петр свое отречение от Христа омывает горькими слезами чистосердечного раскаяния. Иуда-предатель, видя, что Господь осужден на смерть, предается отчаянию и возвращает 30 сребренников первосвященникам, говоря: согрешил, предав кровь неповинную (). Первосвященники, вместо утешения человеку, им послужившему, только увеличивают отчаяние его и являют свою слабость и нерешительность пред истиною, сказавши Иуде: что нам дo того? смотри сам (там же). «Не слова ли это тех, кто сами свидетельствуют о своем злодействе и безумии, прикрывая себя бессмысленною личиною притворного неведения?» Отчаянный Иуда поверг сребренники в церкви и удавился. А сребренники, как цена крови, по совету первосвященников, не положили в казну церковную. «Понимаешь ли, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – как они осуждаются своею совестью? Сами видят, что купили убийство, и поэтому не положили в корван».

Богочеловек на Кресте; один из распятых с Ним разбойников, обличая другого за богохульные слова, исповедует Иисуса Христа Господом, исповедует Его невинность и Божество. Наконец, для славы Распятого следуют один за другим страшные знамения, возвещавшие о искупительных страданиях и смерти святых Святейшего и вразумлявшие распинателей (). Во храме Иерусалимском завеса раздирается надвое, показывая, что со смертью крестной всемирной Жертвы настал конец древней скинии и открылся всем путь в самое святилище (). Протоиерей Григорий Дебольский.

«Дни богослужения Православной Церкви»

ПЕСНОПЕНИЯ ИЗ СЛУЖБЫ В ВЕЛИКУЮ ПЯТНИЦУ

Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый: венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь: в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки: заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама: гвоздьми пригвоздися Жених Церковный: копием прободеся Сын Девы. Покланяемся Страстем Твоим, Христе: поклоняемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе, покажи нам и славное Твое Воскресение.

«Ныне висит на древе Тот, Кто повесил землю на водах; терновым венцом покрывается Ангелов Царь; в порфиру шутовскую одевается Одевающий небо облаками; пощечины принимает Освободивший (от греха) в Иордане; гвоздями прибивается Жених Церкви; копьем пронзается Сын Девы. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, покажи нам и всеславное Твое Воскресение». Антифон 15, глас 6

КРЕСТНАЯ ЖЕРТВА И весь народ,

сшедшийся на сие зрелище,

видя происходившее, возвращался,

бия себя в грудь

Какое то было зрелище, которое приводило зрителей в совершенное недоумение? Какое было то зрелище, которое запечатлевало уста зрителей молчанием, и вместе потрясало души их? Приходили они на зрелище, чтоб удовлетворить любопытству; уходили со зрелища, ударяя в грудь и унося с собою страшное недоумение...

Какое было это зрелище? На это зрелище смотрели не одни человеки: смотрели на него с ужасом и глубочайшим благоговением все Ангелы Божий; предметы небесные уже не привлекали их внимания; взоры их устремились, приковались к зрелищу, открывшемуся на земле. Солнце увидело невиданное им и, не стерпевши увиденного, скрыло лучи свои, как человек закрывает очи при невыносимом для него зрелище: оно оделось в глубокий мрак, выражая мраком печаль, столько глубокую, как горька смерть. Земля колебалась и потрясалась под событием, совершившемся на ней. Ветхозаветная Церковь растерзала свою великолепную завесу; так терзаются и не щадятся драгоценнейшие одежды при бедствии неотвратимом, решительном. И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь... Какое это было зрелище?

Было зрелище, которое ныне мы созерцаем в воспоминании, в совершаемом церковном служении, в священном изображении, предлежащем нашим взорам. Зрелищем был Сын Божий, сошедший с небес, вочеловечившийся для спасения человеков, обруганный, убитый человеками.

Какое чувство, как не чувство ужаса, должно всецело объять сердце при этом зрелище? Какое состояние, как не состояние совершенного недоумения, должно быть состоянием ума? Какое слово может быть произнесено при этом зрелище? Не замрет ли всякое человеческое слово во устах прежде исшествия из уст? И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь.

Возвращались, бия себя в грудь, возвращались в недоумении и ужасе те, которые приходили посмотреть на Спасителя, висевшего на древе крестном, подобно плоду зрелому и червленеющемуся, приходили посмотреть с помыслом испытующим, из самомнения напыщенного и ложного. Вера молчала в них. Возгласило к ним померкшее солнце, возгласила к ним вострепетавшая земля, возгласили к ним камни, с треском расступаясь и подымаясь над могилами мертвецов, внезапно оживленных смертью Спасителя. Возвращались в ужасе тщетнолюбопытствовавшие: в ужасе не от совершенного богоубийства, – в ужасе от грозного взора и гласа содрогнувшейся бесчувственной природы, выразившей свое познание Бога пред не узнавшим Его человечеством. Возвращались, бия себя в грудь в страхе за себя, за плоть и кровь свою, в угождение которым пролита кровь, истерзано тело Богочеловека.

В то время как иудеи, почивавшие в законе, хвалившиеся обширным и точным знанием закона, недоумевали, взирая на событие, предреченное законом и пророками, взирая на самопроизвольную Жертву, которой они были бессознательными жрецами; в то время как иудеи недоумевали и возвращались, волнуемые опасением и мрачным предчувствием собственного бедствия, – стоял пред Крестом и Жертвою язычник, сотник, стоял безотходно. Ему невозможно было уйти, потому что он начальствовал стражею, сторожившею Жертву: ему дана была эта счастливая невозможность, потому что таилась в сердце его вера, явная для Сердцеведца. Когда провозгласила природа свое исповедание Бога, – сотник дал ответ на таинственный голос природы, дал ответ на таинственную исповедь исповедью явною и всенародною. Воистину Он был Сын Божий, – сказал он о казненном, висящем пред очами его страннике, узнав в казненном страннике Бога. Иудеи, гордившиеся знанием буквы закона и своею обрядовою наружною праведностью, недоумевали пред распятым на древе Сыном Человеческим и Сыном Божиим. С одной стороны, поражали их знамения – землетрясение, раздрание церковной завесы, глубокий мрак, наступивший в самый полдень; с другой – их ослепляли и ожесточали плотской разум и гордое самообольщение, представлявшие Мессию в блеске земной славы, пышным царем, завоевателем вселенной, во главе многочисленного войска, среди сонма роскошных царедворцев. В это время воин, язычник, исповедал казненного странника Богом; в это время исповедал Его Богом уголовный преступник. «Сойди со креста!», – насмешливо говорили Богочеловеку слепотствующие иудейские архиереи и книжники, не понимая, какую всесвятую Жертву, какое всесвятое и всесильное всесожжение они принесли Богу, – «пусть сойдет со креста, чтобы мы видели, и уверуем»; в это время грубый, невежественный разбойник признал Его Богом, восшедшим на крест по причине Божественной праведности Своей, а не по причине греха Своего. Телесными очами он видел обнаженного, близ себя распятого, подчиненного одной участи с собою, беспомощного нищего, осужденного и духовною и гражданскою властью, истерзанного, казненного, и еще терзаемого и казнимого всеми выражениями ненависти; очами смиренного сердца он увидел Бога. Сильные, славные, разумные, праведные мира осыпали Бога ругательствами и насмешками, – разбойник обратился к Нему с благонамеренною и успешною молитвою: помяни меня, Господи, когда приидешь во Царствие Твое ().

Стояла при Кресте и распятом на нем Господе Приснодева Богоматерь. Как мечом, пронзено было печалью Ее сердце: предсказание святого старца Симеона исполнялось. Но Она ведала, что Сын Ее, Сын Божий, благоизволил взойти на крест и принести Себя в примирительную жертву за отверженное человечество; Она ведала, что Господь, совершив искупление человеков смертью, воскреснет и совоскресит с Собою человечество; Она ведала это – и безмолвствовала. Безмолвствовала Она пред величием события; безмолвствовала от преизобилия скорби; безмолвствовала пред совершавшеюся волею Божиею, против определений которой нет голоса.

Стоял при Кресте возлюбленный ученик Господа. Он смотрел на высоту креста, – в непостижимой любви добровольной Жертвы созерцал Божественную. Божественная Любовь есть источник богословия. Она – дар Святого Духа, и богословие – дар Святого Духа. Она открыла апостолам таинственное значение искупления. Ибо любовь Христова объемлет нас, благовествует ученик и посланник Христов, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли (). По бесконечной любви, которую Господь имеет к человечеству и которую способен иметь один Господь, на Кресте пострадало в лице Господа и умерло в лице Господа все человечество. Если же человечество пострадало в Нем, то и оправдалось в Нем; если умерло в Нем, то и оживотворилось в Нем. Смерть Господа соделалась источником жизни.

Внезапно раздался с Креста глас распятого Господа к Приснодеве: Жено! Се, Сын Твой; потом глас к возлюбленному ученику: се, Матерь твоя. Уничтожая на древе крестном грех праотцев, совершенный ими при древе райском, рождая человечество в новую жизнь животворною смертью, Господь вступает в права Родоначальника человеческого и объявляет Свою по человечеству Матерь матерью ученика и всех учеников своих, христианского племени. Ветхий Адам заменяется Новым , падшая Ева – непорочною Мариею. Преступлением одного, сказал апостол, подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих (). При посредстве Господа нашего Иисуса Христа излиты на род человеческий благодеяния бесчисленные и неизреченные: совершено не только искупление человеков, совершено усыновление их Богу.

Озарившись созерцанием великого события, возвратимся, возлюбленные братья, в домы наши и унесем с собою глубокие, спасительные думы, ударяя этими думами в сердца наши. Мы воспоминали, мы живо созерцали деяние Божественной любви, деяние, превысшее слова, превысшее постижения. На эту любовь мученики отозвались потоками крови своей, которую они пролили, как воду; на эту любовь отозвались преподобные умерщвлением плоти со страстьми и похотьми; на эту любовь отозвались многие грешники потоками слез, сердечными воздыханиями, исповеданием своих согрешений и почерпнули из нее исцеление душам; на эту любовь отозвались многие угнетенные скорбями и болезнями, и эта любовь растворила скорби их Божественным утешением. Отзовемся и мы на любовь к нам Господа нашего сочувствием Его любви: жизнью по Его всесвятым заповедям. Этого знамения любви Он требует от нас, и только это знамение любви Он приимет от нас. Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих (). Если мы не отзовемся на любовь Господа к нам любовью к Нему, то кровь Богочеловека не пролита ли за нас напрасно? Не напрасно ли за нас истерзано Его всесвятое тело? Не напрасно ли возложена на крестный жертвенник и заклана великая Жертва? Всесильно ходатайство Ее за нас во спасение; всесильна и жалоба Ее на тех, которые пренебрегут Ею. Глас крови праведного Авеля восшел от земли на Небо и предстал Богу с обвинением на пролившего эту кровь: глас великой Жертвы раздается среди самого Неба, на самом Престоле Божества, на котором восседает великая Жертва. Глас жалобы Ее есть вместе и Божие определение, изрекающее вечную казнь врагам и презрителям Сына Божия. Кая польза в крови Моей: внегда сходити Ми во истление? Вещает всесвятая Жертва, обвиняя христиан, искупленных ею, принявших цену Ее в себя, низвергших Ее вместе с собою в смрад греховный. Ужасное преступление это совершается всяким, кто, взем уды Христовы, свои душу и тело, искупленные Христом и принадлежащие Христу, творит их уды блудницы разнообразным совокуплением со грехом. Разве не знаете, говорит апостол, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог (). Аминь.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Дата в 2019 году: в апреле 26 числа, пятница.

Самым строгим и печальным днем в церковном календаре считается Страстная Пятница. Чтобы провести этот важный день согласно традициям и не нарушить запреты, предлагаем познакомиться с церковными и народными ритуалами Великой Пятницы.

Каждое событие церковного календаря имеет сакральный смысл, который обычно связан с историческими событиями. Именно эти легенды легли в основу определенных действий, которые со временем стали традициями. К сожалению, за жизненной суетой люди забывают о старинных обрядах. И даже в такой важный для христиан день, как Страстная Пятница, мало кто из обывателей сможет вспомнить историю праздника и обычаи, как его принято проводить.

История скорбного дня

День предшествует Пасхе и приходится на пятницу Страстной недели. История непосредственно связана с Воскрешением Иисуса Христа. Именно в этот день произошло распятие Сына Божьего после несправедливого осуждения.

Спаситель гордо вынес все издевательства и унижения и принял смерть с достоинством, несмотря на то, что знал о своей кончине заранее.

Он принял все мучения, которые выпали на его долю, даже отказавшись от предложенного вина, которое должно было облегчить страдания. На такой шаг он пошел, так как знал, что его миссия – спасение душ грешников.

И уже на Тайной Вечере сообщил своим последователям о своей дальнейшей судьбе. Поэтому те, чья вера была истинной, уже в этот день ждали чудесного воскрешения.

Страстная Пятница – сложный день, несущий сакральный смысл. Он напоминает верующим о грехах, о жертве Христа, о его погребении. Но в тоже время он готовит христиан к воскрешению Господа.

Так что праздник Пасхи тесно связан со Страстной Пятницей – в 2019 году какого числа отмечается, несложно посчитать. Великая Пятница приходится на 26 апреля.

Правила и традиции

В этот день верующие обязательно стараются посетить все три службы. На утренней, дневной и вечерней службе в церкви священники читают из Евангелие повествования, связанные с жизнью и гибелью Спасителя.

Все эти истории имеют большое значение для христиан, так как несут сакральный смысл. Особенность этого дня подчеркивается отсутствием литургии.

На вечерней службе поется канон, в котором повествуется о распятии Господнем. Также выносится плащаница – особый плат с изображением Иисуса Христа, который изображен в гробе в полный рост.

Плащаницу выносят из Храма, и, обойдя прихожан, возвращают в церковь, где и устанавливают в центре на возвышении. Каждый присутствующий обязан приложиться к Плащанице в благодарность за жертву Христа.

Для всех постящихся пост усиливается. Кушать нельзя до трех часов по полудню. Запрещено даже пить воду. Только вечером разрешено отведать немного хлеба.

Сегодня даже люди, не держащие пост, отказываются от изысков и вкусностей. Такая традиция отложила отпечаток и на работы, связанные с приготовлением пищи. В Страстную Пятницу не принято что-либо готовить.

Особые запреты

Скорбный характер этого дня наложил неизменный отпечаток и на повседневные привычки людей.

Прежде всего, категорически запрещено заниматься любой работой, как по дому, так и на земле. Даже нож брать в руки считается грехом. Существует поверье, что постиранное в Страстную Пятницу белье неизменно покроется кровавыми отметинами.

Если же начать работы на земле, можно накликать большую беду. И посеянное неизменно погибнет.

Не принято готовиться к Пасхе. Хозяюшки не красят яйца и не пекут куличи. Эти работы нужно было провести до Страстной Пятницы, то есть в Чистый Четверг.

Однако обряды с годами меняются. И сегодня можно встретить противоречивые советы по поводу выпечки пасхальных куличей.

Раньше хозяйки никогда не позволяли себе приступать в подготовке пасхального стола в Страстную Пятницу. Сейчас же появилось мнение, что пасхи, испеченные в этот день, надолго сохранят свежесть и свою чудотворную силу.

Весь день верующие посвящают молитвам. Чтобы не отвлекаться от духовного очищения, люди даже не мылись, и не умывались в скорбный час.

Строгий запрет ложится на любое веселье. Не празднуют дни рождения, свадьбы. Люди, которые позволили себе выпить алкоголь, согласно поверьям, становились зависимыми алкоголиками.

И даже детям, зачатым в Великую Пятницу, предрекалась нелегкая судьба. Они родятся больными, и если выживут, станут убийцами, преступниками.

Не слушают музыку и не поют песен, так как день посвящен грусти, скорби. Даже церковные молитвы не поются в храмах.

Большим грехом в этот день считаются любые действия магического смысла. Гадания и заговоры однозначно принесут беду.

А вот народные приметы на Страстную Пятницу, в большей степени, связаны с языческими суевериями, а некоторые даже противоречат христианским учениям. Поэтому относиться к таким обычаям можно двояко.

Но они настолько перемешались с истинными правилами, что провести четкую грань довольно сложно.

Познакомимся с частью таких противоречивых обрядов:

  1. Принято выносить зажженные свечи из церкви, и принести их в свой дом, чтобы они по дороге не затухли. Поэтому нередко можно увидеть череду людей с огоньками вокруг церкви ночью.
  2. Если же принести 12 зажженных свечей, в доме обязательно поселится благополучие и добро.
  3. Если целый день не пить никакую жидкость, то на протяжении всего года никакой напиток не сможет принести вреда человеку.
  4. Сильным амулетом могут стать кольца, освященные в этот день.
  5. С зажженной свечой обходили свой дом, чтобы обнаружить порчу. Над заговоренной вещью свеча будет чадить или трещать.
  6. С утра положено выглянуть в окошко и запомнить увиденное. Увидеть птицу к хорошей вести, собаку – к неприятностям, кошку – к благополучию.
  7. Собирали золу из печи, которая помогала излечить тяжелые недуги и даже алкоголизм.

С годами такие поверья обросли подробностями и уточнениями. Существуют они благодаря вере человека в чудо. А уж в Страстную Пятницу человек неизбежно ожидает подсказок свыше, которые предупредят о грядущем.


В день Страстной Пятницы замирает природа и с ней весь мир. Все скорбят, вспоминая страшный, наполненный сакрального смысла день, когда Иисус отдал свою жизнь. Его жертва не забыта, и мы благодарим в молитвах Бога за его сына, и Спасителя за тот шаг, который он сделал ради всех людей. И чем сильнее будет наша скорбь и раскаяние, тем сильнее будет радость в праздничный день Воскрешения.

Смерть Иисус свою принял,

Народа грехов в искупление,

Немало он тогда страдал,

Все помнят поколения.

Сегодня ты сильней молись,

В пятницу страстную,

И в покаянье находись,

Вспоминай легенду скорбную.

Печальный день – страстная Пятница,

В молитвах его проведи,

О Христе в этот день печалимся,

О муках, что ему пришлось перенести.

Лариса , 8 апреля 2017 .

Страстная пятница — это знак печали и горя, она олицетворяет смерть Иисуса.

Служба в Великую Пятницу посвящена воспоминанию смерти на кресте Иисуса Христа, снятию с креста Его тела и погребению Его (Богослужение Поклонения Кресту).

Казнь распятия на кресте была самой позорной, самой мучительной и самой жестокой. Такой смертью казнили в те времена только самых отъявленных злодеев: разбойников, убийц, мятежников и преступных рабов.

Мучения распятого человека невозможно описать. Кроме нестерпимых болей во всех частях тела и страданий, распятый испытывал страшную жажду и смертельную душевную тоску.

Смерть была настолько медленная, что многие мучились на крестах по несколько дней. Даже исполнители казни — обыкновенно, люди жестокие, — не могли хладнокровно смотреть на страдания распятых. Они приготовляли питье, которым старались или утолить невыносимую жажду их, или же примесью разных веществ временно притупить сознание и облегчить муки.

По еврейскому закону, повешенный на кресте считался проклятым. Начальники иудейские хотели навеки опозорить Иисуса Христа , присудивши Его к такой смерти.

Когда привели Иисуса Христа на Голгофу , то воины подали Ему пить кислого вина, смешанного с горькими веществами, чтобы облегчить страдания. Но Господь, попробовав, не захотел пить его. Он не хотел употреблять никакого средства для облегчения страданий. Эти страдания Он принял на Себя добровольно за грехи людей; потому и желал перенести их до конца.

Когда все было приготовлено, воины распяли Иисуса Христа . Это было около полудня, по-еврейски в шестом часу дня. Когда же распинали Его , Он молился за Своих мучителей, говоря: «Отче! прости им, потому что они не ведают, что творят».

При кресте Спасителя стояли Матерь Его, апостол Иоанн, Мария Магдалина и еще несколько женщин, почитавших Его. Невозможно описать скорбь Божией матери, видевшей нестерпимые мучения Сына Своего!

Иисус Христос , увидев Матерь Свою и Иоанна здесь стоящего, которого особенно любил, говорит Матери Своей: «Жено! вот, сын Твой». Потом говорит Иоанну: «Вот, Матерь твоя». С этого времени Иоанн взял Матерь Божию к себе в дом и заботился о Ней до конца Ее жизни.

Между тем, во время страданий Спасителя на Голгофе произошло великое знамение. С того часа, как Спаситель был распят , то есть с шестого часа (а по нашему счету, с двенадцатого часа дня), солнце померкло и наступила тьма по всей земле, и продолжалась до самой смерти Спасителя.

Эта необычайная, всемирная тьма была отмечена языческими писателями-историками: римским астрономом Флегонтом, Фаллом и Юнием Африканом. Знаменитый философ из Афин, Дионисий Ареопагит, был в это время в Египте, в городе Гелиополе; наблюдая внезапную тьму, сказал: «Или Творец страждет, или мир разрушается». Впоследствии Дионисий Ареопагит принял христианство и был первым афинским епископом.

Великая пятница — день строгого поста.

Шестого апреля 2018 года для православных христиан, отмечающих праздники по юлианскому календарю, наступает самый скорбный и трагический день Страстной недели - Великая (страстная) пятница . В Страстную пятницу верующие вспоминают суд над Иисусом, его крестные муки, смерть, завершившую земную жизнь Христа, и погребение.

Когда православные отмечают Страстную пятницу в 2018 году

Страстная пятница для православных наступает 6 апреля , за два дня до Пасхи , которую в этом году отмечают 8 апреля .

Католики, протестанты и другие церкви, живущие по западному календарю, встретили Пасху 1 апреля.

Что вспоминают в Страстную пятницу

Согласно евангельской истории, именно в Страстную пятницу Иисус был предан суду, приговорен к казни на кресте, подвергся бичеванию, а затем совершил крестный путь на Голгофу, где был распят и умер, завершив земную жизнь. Также в Великую пятницу вспоминают снятие тела Иисуса с креста и погребение.

В Евангелиях от Иоанна и Марка рассказывается, что после вынесения Христу приговора он был подвергнут бичеванию. После бичевания римские воины насмехались над Иисусом - надели на него багряницу, возложили на голову терновый венок, в правую руку вложили трость и падали перед ним на колени со словами: «Радуйся, царь иудейский», а затем плевали в него и били по голове и по лицу.

По приговору Понтия Пилата Иисус был распят за стенами Иерусалима на горе Голгофе, куда он сам нес свой крест. Вместе с Иисусом были распяты два разбойника. Когда Иисус умер, один из римских воинов воткнул ему в подреберье копье, чтобы удостовериться в его смерти.

После этого тело Иисуса было снято с креста и погребено в вырубленной в скале гробнице близ Голгофы, чтобы пребывать там до момента воскресения - Пасхи.

Как поститься в Страстную пятницу

В православии и в народной традиции Страстная пятница - в знак уважения к христовым мукам - один из самых строгих дней Великого поста. Согласно самой строгой версии поста, в этот день принято полностью воздерживаться от пищи, по крайней мере, до вечера. После службы и выноса плащаницы постящимся дозволяется только хлеб с холодной водой.

Великая пятница: народные обычаи, традиции и приметы

На Руси Великую пятницу очень чтили. Верующие постились, ходили в храмы, а зажжение во время службы свечи несли горящими домой и ставили перед иконой. Так же делалось и во время богослужения на Пасху. Этот обычай жив и поныне.

Были и народные приметы, связанные со Страстной пятницей.

Так считалось, что кулич, испеченный в Великую пятницу, может храниться целый год - он не плесневеет и обладает целебными свойствами.

Считалось, что хорошая погода в Страстную пятницу сулит хороший урожай.

В Великую пятницу кормящим матерям разрешалось отлучать детей от груди.

Также существовал обычай в Великую пятницу изгонять из дома предметы, предположительно, заговоренные недругами или завистниками. Для этого избу обходили с зажженной свечей, считалось, что рядом с предметами, от которых идет «сглаз», свеча начинает трещать. «Плохую» вещь старались выбросить или отдать, чтобы не навлечь беды на себя и близких.

Страстная пятница: что нельзя делать

В Страстную пятницу считалось грехом протыкать землю железом - в память о том, что руки и ноги Христа при распятии пронзили гвоздями. Поэтому в этот день категорически запрещались все работы, связанные с пахотой и боронованием. Под запретом была рубка дров и любые работы, для которых нужен был металлический инвентарь - ножи, пилы и т.д. Нельзя было и резать пищу ножами. Женщинам категорически запрещалось в этот день шить, вязать и вышивать.

Вообще хозяйственные хлопоты в Страстную пятницу не поощрялись - все работы по дому следовало закончить в Чистый четверг. Особенно порицались хозяйки, которые не успели в четверг закончить стирку - их осуждали всей деревней.

Можно было только заканчивать приготовление пасхальной пищи, выпечку куличей и окраску яиц.

Также в Страстную пятницу на Руси было не принято веселиться, смеяться, петь и даже громко разговаривать. По поверью, тот, кто позволяет себе веселье в Страстную пятницу, весь год будет лить слезы.

Самым сложным днём Страстной недели священнослужители называют Великую Пятницу - это день, когда Христос был распят на кресте. Страстная пятница-2018 приходится на 6 апреля. Это самый скорбный день в году, и даже если до этого православные по каким-то причинам не соблюдали Великий Пост и не посещали службы, в пятницу обязательно нужно пойти в храм, советуют священники. Есть и народные приметы, связанные со Страстной пятницей.

Хотя Великая Пятница - это предпоследний день Великого поста, он считается и самым строгим. Все мысли верующего должны быть обращены к мучениям Иисуса, распятого на кресте, который он сам же и нёс на Голгофу. В этот же день тело Спасителя сняли с креста и поместили во гроб - этому посвящена церковная служба в ночь.

Проректор по социальной и миссионерской работе Православного Свято-Тихоновского Государственного Университета отец Филипп Ильяшенко, рассказывает:

— Страстная пятница считается самым строгим и страшным днём в году. Служба двенадцати Евангелий, страстей Христовых, совершается поздно в ночь с четверга на пятницу, а потом рано утром - служба Великого Пятка. Снова и снова каждый год мы переживаем страдания Христа в его последние дни и часы, от ареста и осуждения до избиения и распятия, а затем смерти и погребения.

Поэтому пятница начинается поздно ночью в четверг: в ритме современного мегаполиса мало кто может прийти на раннюю службу. В течение пятницы мы выносим плащаницу - это служба, посвященная снятию со креста, помазанию и приготовлению к погребению.

Мы служим погребальную службу в ночь с пятницы на субботу - это утренняя Преблагословенная суббота, крестный ход в темноте, с разреженным колокольным звоном, без сияния свечей. Это ход, посвященный погребению тела Иисуса - мы несём плащаницу вокруг храма. В это день Спаситель страдает, мучительно умирает, солнце скрыло лик свой, и мёртвые восстали и вернулись в город. В такой день недопустимо никакое веселье, развлечения, любые посторонние дела. Это день строгого поста - некоторые и вовсе отказываются от пищи: как можно наедаться, когда Христос распят и умирает?

–- Получается, всё время нужно провести в храме?

— В пятницу, когда Спаситель распят и умирает, и в ночь с пятницы на субботу, когда тело его помещают в гробницу, службы идут так плотно, что верующий человек будет занят только ими. Если время позволяет, лучше посетить все их, а хозяйственные дела отложить на будущее или завершить ранее. Ночная служба длинная, утомительная, нужно подготовиться к Преблагословенной Субботе, в которую Христос уснул. Увлекаться в эти дни хозяйственными делами не стоит. В пятницу мы служим вечерние службы - вынос плащаницы, снятие плащаницы - стоит посвятить время молитвам.

– Кто-то уверен, что даже если Великий пост не соблюдали, то можно начать говеть на Страстной неделе, и этого хватит для православного человека.

— Да, многие считают, что если по каким-то причинам упустили Великий пост, даже по нерадению, то взяться за дело в Страстную седмицу - уже хорошо. Так считает святитель Иоанн Златоуст, а поскольку его огласительная проповедь к Пасхе считается основополагающей, нет причин сомневаться. Если кто потрудился, постясь, с первого часа - пусть радуется, и кто к началу опоздал, и даже тот, кто пришёл только в последний час, пусть ничуть не усомнится и присоединится. И даже тот, кто только хотел поститься, тоже пусть присоединятся - Бог всё видит: первому подает и последнего милует…

Между тем у многих россиян возникают простые, «бытовые» вопросы - чего нельзя делать в Страстную пятницу?

Священники советуют отказаться от развлечений — например, поменьше сидеть в Интернете, просматривая соцсети, не вести праздных разговоров. Также нужно воздержаться от плотских утех.

В Страстную пятницу нельзя готовить куличи, красить яйца, делать творожную Пасху, прибирать - все это полагается делать в Чистый четверг.

И ни в коем случае нельзя ругаться с коллегами и близкими.

Есть и некоторые народные приметы, которые для современных людей звучат странно, но тем не менее. Считается, например, что нельзя протыкать землю железными предметами - например, копать лопатой.

Если ничего не пить целый день в Страстную пятницу, то в течение года никакие напитки не нанесут вам вреда.

Если со службы из храма принести домой свечу, которую в церкви вы держали в руках, и снова ее зажечь, пройдясь по комнатам, то она будет трещать рядом с порченой вещью.

Страстная пятница 2018: что нельзя делать в этот день

Сегодня пишем о традициях, обычаях и запретах в Страстную пятницу-2018

6 апреля в 2018 году отмечается Страстная пятница – самый скорбный день предпасхальной недели. Этот день посвящен воспоминанию крестной смерти Иисуса Христа, снятию с креста его тела и погребения.

Сегодня.Lifestyle пишет о традициях, обычаях и запретах в Страстную пятницу-2018.

Страстная пятница-2018: история этого дня

Ровно в три часа дня в церкви во время богослужения выносят Плащаницу – это плат, на котором изображен в полный рост Господь Иисус Христос, лежащий во гробе. Ее выносят из алтаря и устанавливают в центре храма на возвышении, который украшен цветами. После чего уже вечером проходит вторая служба, во время которой верующие стоят со свечами в руках, а Плащаницу обносят вокруг храма.

С церковной службы домой приносят двенадцать горящих свечей и дают им полностью догореть. Считается, что это принесет материальное благополучие, удачу и радость.

Страстная пятница-2018: что нельзя делать 6 апреля

  • Все приготовления к Пасхе нужно закончить в Чистый четверг, чтобы в Страстную пятницу ничто не отвлекало человека от молитв и служб.
  • В этот день нельзя физически трудиться и заниматься никакими хозяйственными делами, нельзя шить, вязать и резать.
  • Единственным исключением является приготовление куличей и посев на огороде или в поле. При этом сажать что-либо строго запрещается, так как воткнутые в землю железные предметы в Страстную пятницу несут беду.
  • Удержитесь от посещения увеселительных заведений и мероприятий. Считается, что человек, чрезмерно радостный в Страстную пятницу, весь следующий год проплачет.

 

Возможно, будет полезно почитать: