Современное общество и нравственность. Формирование современной информационно-библиотечной среды

I. Причины современного состояния общества.

Современное общество находится в глобальном кризисе. Он проявляется в любой области: политической, экономической, в области сельского хозяйства, здравоохранения, семьи, человеческих взаимоотношений и в других областях. Первостепенной причиной любого кризиса является снижение или отсутствие нравственности, как отдельных членов общества, так и всего общества в целом.

Причём, нравственный аспект заложен в Конституциях практически всех стран, нравственные основы присутствуют в каждом философском учении, в каждой ведущей религии мира. Однако между «теорией» и «практикой» существует огромная пропасть.

В чём причина? Нам видится, в отсутствии элементарных знаний о Законах мироздания и, вследствие невежества, в подмене базисных понятий, лежащих в основе построения любого эволюционирующего общества.

Современное общество не столько эволюционирует (в отдельных областях), сколько деградирует в целом. Это общество потребления, в котором раздуваются непомерные желания, лежащие преимущественно в сфере материальных благ, и жажда удовольствий. Главным приоритетом людей становится нажива, а элементарные понятия трактуются с противоположным смыслом.

Сопоставление понимания базисных понятий в обществе потребления и в высоконравственном обществе поможет увидеть выход из глобального мирового кризиса, который охватил все страны мира.

II. Базовые понятия, существующие в обществе потребления и в высоконравственном обществе.

Понятие «Бог» . В обществе потребления это понятие используется для управления и манипуляции народными массами через институт религии. Часто поклонение Богу носит формальный характер, связанный только с соблюдением ритуалов.

Объективно Бог – это Высший Закон, который управляет Вселенной. Всё подчиняется этому Закону. Следование ему позволяет индивидууму развиваться в духовном и нравственном плане.

Вопрос о существовании Бога постепенно переходит из области религиозно-философских рассуждений в область научных исследований.



Так, в мире существует большое количество фундаментальных физических констант (гравитация, электромагнитная сила, ядерное взаимодействие, отношение радиуса Земли к расстоянию до Солнца и другие). Результаты исследований математиков, физиков и астрофизиков из разных стран мира – В. А. Никитина, С. Вайнберга, Р. Бройера, Ф. Дайсона, Д. Полкинхорна, У. Гершеля, Д. Джина и других – свидетельствуют, что малейшее изменение любой из них привело бы к разрушению Вселенной. Научные исследования в этой области позволили ученым сделать вывод о наличии Свехразума, управляющего Вселенной.

Крупнейший физик XX века Артур Комптон, лауреат Нобелевской премии, говорит: «Вера начинается со знанием того, что Высший Разум создал Вселенную и человека. Мне нетрудно верить в это, потому что факт наличия плана и, следовательно, Разума – неопровержим. Порядок во Вселенной, который разворачивается перед нашим взором, сам свидетельствует об истинности самого великого и возвышенного утверждения: «В начале – Бог».

Подобные утверждения в разное время озвучивали: Альберт Эйнштейн, Чарльз Дарвин, Д. Уотсон и Ф. Крик, российский профессор П.П. Гаряев и многие другие ученые мира.

Понятие «Физический мир». В современном обществе существует представление о том, что есть только физический мир, который можно увидеть, потрогать, изучить, разложив на составные части, поэтому вся деятельность ограничивается этим миром.

Однако учёные доказали, что физический мир – это только «надводная часть айсберга» . Лауреат нобелевской премии, итальянский физик К. Руббиа, утверждает, что видимая материя составляет лишь одну миллиардную часть всей Вселенной. Вселенная гораздо шире, и учёные приводят доказательства новых уровней существования жизни в ней. Открытие российским учёным С.В. Зениным информационно-фазового состояния материи, развитие английским физиком Д. Бомом теории голографичности Вселенной, открытия российских учёных Г.И. Шипова и А.Е. Акимова в области теории физического вакуума и торсионных полей свидетельствуют о многоуровневости и существовании разумного управления Вселенной.

Понятие «Человек». В обществе потребления человек рассматривается как часть материального мира. Он имеет «начало» (рождение) и «конец» (смерть) – точно также как имеет своё зарождение и уничтожение любой предмет или процесс физического мира. И поскольку, по представлениям большинства, человек живёт один раз, то надо прожить свою единственную жизнь в наслаждении всеми её благами. За одну жизнь невозможно стать совершенным, поэтому нет смысла стремиться к высокой нравственности, предусматривающей внутренние ограничения и самодисциплину.

Однако если принять во внимание, что Вселенная – это сложнейшая многоуровневая система существования разных планов бытия, следовательно, такой сложный живой организм, как человек, тоже многомерен. Технологии компьютерной ГРВ-графии, разработанные К.Г. Коротковым и основывающиеся на эффекте Кирлиан, наглядно показывают наличие у человека энергетической составляющей – биополя, которое отражает его мысли и чувства.

Человек имеет кроме смертной части ещё и бессмертную часть, которая эволюционирует на протяжении многих воплощений . В течение многих своих жизней человек накапливает опыт, развивает свои лучшие качества, и, согласно причинно-следственной связи, пожинает последствия своих поступков, совершённых не только в одной жизни, а во всех предыдущих существованиях. Если бы человек знал, что живёт не один раз, он бы глубоко задумывался, прежде чем совершить безнравственный поступок. Он бы понимал, что если обижал и унижал, обманывал и убивал кого-то в предыдущем воплощении, то в последующем перерождении и сам он будет обижен и унижен, обманут и убит.

Развивающийся с 1960 года научный подход к изучению вопросов реинкарнации, организация в 1980 г. международной Ассоциации терапии исследования «прошлых» жизней, в которую входят учёные Великобритании, Германии, США, России и других стран, позволили документально подтвердить тысячи случаев воспоминаний о прошлых жизнях. Например, американский врач, профессор И. Стивенсон в течение 40 лет исследовал 3000 случаев воспоминаний детей о прошлых жизнях.

Преподавание в детсадах и школах всего двух Законов мироздания: о причинно-следственной связи и о перерождениях бессмертной части человека – за одно-два поколения в корне изменило бы общество и направило по нравственному пути.

Рассмотрев три главных понятия подробно, все остальные (вместе с первыми тремя) для наглядности и краткости изложения помещаем в таблицу.

Идеология общества потребления Идеология нравственного общества
Бог
Это понятие используется для управления и манипуляции народными массами через институт религии. Часто поклонение Богу носит формальный характер, связанный только с соблюдением ритуалов. Высший закон, управляющий Вселенной. Всё ему подчиняется. Следование ему позволяет индивидууму развиваться в духовном и нравственном плане.
Физический мир
Есть только физический мир, и вся деятельность общества ограничена им. Физический мир – это «надводная часть айсберга». Вся Вселенная гораздо обширнее.
Человек
Смертен. Рассматривается как биоробот, основной трудовой ресурс, «винтик» в государственной системе. Кроме физического тела имеет бессмертную часть, которая эволюционирует на протяжении многих воплощений.
Общество
Предполагает неравенство расовое, имущественное, религиозное и другие. Рассматривает человечество как братство народов.
Свобода
Проявляется в несоблюдении Высшего Закона. Вседозволенность, злоупотребления для удовлетворения желаний и получения удовольствий. Осознанная необходимость следовать Высшему Закону, существующему во Вселенной. Неограниченная свобода действовать в рамках этого Закона.
Власть
Держит народные массы в повиновении, следует за политической конъюнктурой, порождает коррупцию и борьбу за власть. Должности покупаются. Власть – почётная обязанность. Лучшие представители общества занимают руководящие должности в соответствии со своими моральными качествами.
Финансы
Выступают как средство управления, манипулирования, контроля, порабощения. Финансы – временное явление на определённом этапе развития общества (как эквивалент обмена, средство учёта и распределения).
Труд
Способ заработать деньги. Труд – высшая радость, способ творческой самореализации человека.
Войны
Средство борьбы за власть, контроль, богатство и природные ресурсы. Мир без войн. Реализация принципа ненасилия в международных, общественных и межличностных отношениях.
Медицина, здравоохранение
Лечение и лекарства используются как средство наживы. Отсутствует заинтересованность в том, чтобы человек был здоров. Цель – здоровье каждого человека. Основа здоровья – гармония с Природой.
Образование, воспитание
Средство воспроизводства рабочей силы и воспитания в гражданах необходимых государству качеств. Каждый человек должен получить максимально разностороннее образование, как средство раскрытия внутреннего потенциала личности.
СМИ
Источник манипулирования массовым сознанием. Выполняют социальный заказ властьимущих. Способствуют оглуплению населения. Способствуют расширению кругозора каждого члена общества. Расширяют и углубляют знания.
Искусство
Отражает безнравственность общества. Даёт образцы высокой морали и нравственности, возвышает сознание людей.
Наука
Обслуживает интересы финансовых элит. Научные открытия используются для извлечения прибыли, в военных целях. Изучает законы построения Вселенной и помогает человечеству следовать им. Все научные достижения и разработки направлены на улучшение жизни человека.
Семья
Вырождение семьи: однополые браки неполные семьи, сексуальные извращения. Опора общества и государства.
Свободное время
Используется для удовольствий и развлечений. Используется для образования и самосовершенствования.

Одно из самых интересных решений проблемы свободы представлено в философии Канта, задачу которого можно определить так: обнаружить действительную, практическую свободу человека, находящуюся в согласии со всеобщими принципами поведения и избавленную от произвола чувств, влечений, желаний. По сути, немецкий идеалист создал проект преобразования общества изнутри, из свободной воли индивида, однако, увы, этот проект – всего лишь хорошая, добрая идея, не способная в полной мере воплотиться в реальность. Попытаемся выявить недостатки этого учения.

Первым, что сделал Кант на пути построения своей системы, было отделение проблемы свободы как нравственной и практической задачи от свободы как независимости в мире природной необходимости. Следствие такого разделения – снятие многих «больных вопросов» свободы, которые, главным образом, произрастают из единства природного и духовного, чувственного и нравственного. Кант сознательно отделяет свободу от природы с ее законами необходимости, а также индивидуально-чувственными склонностями и делает естественный переход во всеобщую сферу – в мир разума. Именно в разуме содержится общее и сверхиндивидуальное начало – залог объективности и ограничения индивидуального произвола.

Задача Канта более сложная, чем просто логическое решение проблемы свободы: ему нужно выявить действительную свободу человека как нравственного лица, как личности. Именно поэтому Кант выносит свободу за пределы теоретического разума, хотя сам практический разум не есть что-то абсолютно отличное от теоретического, скорее – это другой срез разума, разум, требующий непременного осуществления в сфере подлинной свободы, т.е. в сфере нравственности. Чистый (теоретический) разум лишен этого действительного, реального содержания, он оперирует абстракциями и чистыми формами. И поэтому, руководствуясь теоретическим разумом, свобода возможна только как интеллигибельная, т.е. умозрительная, возможная свобода. Но, по Канту, свобода должна быть действительной, она должна гарантировать высоконравственное общество, свободное от склонностей, эгоистических интересов, поэтому обнаружение формы ее практической реализации, в которой все эти идеалы смогли бы осуществиться, несомненно, важнее сугубо теоретических изысканий.

Таким образом, за скобками рассматриваемой Кантом свободы оказались природа и чистый разум. Это сужает проблему до практического разума, под которым понимается «такой род деятельности, который возможен только через волю и посредством воли» . И хотя аристотелевская воля как самоопределение разума близка кантовскому практическому разуму как действованию в соответствии с разумом (категорическим императивом), все же главное культурное отличие очевидно: античность в принципе «несубъектна», и, следовательно, воля здесь не может быть полагающей. А ведь именно в полагании причинных рядов изменений от своего собственного Я кроется, по Канту, главный смысл свободы.

Вместе с тем, воля органически вписывается в общую рационалистическую традицию Запада, что особенно видно в кантовской системе, где воля непосредственно связана с разумом, дающим ей универсальное и объективное руководство к действию. «Воля, – как пишет Кант, – мыслится как способность определять самое себя к совершению поступков сообразно с представлением о тех или иных законах» . Без этого представления о законах или, по-другому, некоего ориентира поведения (по Канту, категорического императива), воля лишается своего нравственного содержания и перестает быть свободной, высвобождая место для чувственных склонностей и вбрасывая человека в природно-животное состояние, несвободное по определению. Законы, которые делают волю свободной, отличны от юридических законов, действующих зачастую принудительно, в режиме устрашения и наказания. Законы, о которых говорит Кант, напротив, согласуются с волей и совестью самого индивида, они апеллируют не к страху перед наказанием, но к долгу человека. Долг не принуждает, он, напротив, придает достоинство человеку, ведь в следовании долгу исчезают эгоистичес-кие интересы и выгоды. Для немецкого философа быть свободной личностью означает быть в согласии с самим собой, своим долгом и «всеобщим законодательством». Мы видим, как удивительно переплетаются в кантовской системе сугубо человеческие и общественные, социальные мотивы. Впрочем, вряд ли стоит удивляться, потому что это переплетение находится в русле строгой логики кантовского учения.

Обнаружив, как он полагает, единственную сферу осуществления свободы воли – нравственную сферу поведения людей, – немецкий философ продолжает изящно ковать свою теорию, превращая ее в практически применимое руководство к жизни. В его учении появляются сюжеты, которые уравновешивают всеобщую объективно существующую нравственность с ее категорическим императивом и субъективность личного начала человека. Важным моментом здесь является введение концепта автономии воли индивида: «Автономия воли есть такое свойство воли, благодаря которому она сама для себя закон (независимо от каких бы то ни было свойств предметов воления)» . Это означает добровольное интериоризирование всеобщего нравственного закона и снятие отчужденных форм внешнего для человека содержания этических законов. Таким образом, формально автономия воли уравновешивает противоречие между общественным и личным, рождая органический синтез закона, долга и добра.

Как видим, по Канту, свобода воли заключается в добровольном самоопределении, исходя из рационального осознания правильности и необходимости объективно существующих этических законов, а также в добровольном следовании им (следовании своему долгу). Практический разум, т.е. воля, сам устанавливает для себя закон подчинения, что для Канта является важным и даже необходимым условием существования свободы как способности самостоятельно начинать причинные ряды изменений. «Однако, – как отмечает П.П. Гайденко, – это автономное установление не означает, что акт свободной воли впервые рождает добро; напротив, принятие добра в качестве закона впервые рождает акт свободной воли. Нравственный закон – это сущность свободной воли, и только та воля становится свободной, которая признает эту сущность в качестве своего собственного закона. Стало быть, закон нравственности, добро, существуют в качестве такового независимо от того, признает ли его та или иная индивидуальная воля в качестве своего закона, руководствуется ли она им в своих актах или нет» . Итак, человек в кантовской системе не придумывает и не творит те законы, по которым живет, ибо они существуют сами по себе, помимо человека. Тогда получается, что индивид лишь выбирает принимать их или нет – в этом, фактически, и заключается вся свобода воли. Принятие гарантирует свободу, по содержанию совпадающую с долгом и добром. Отказ от всеобщих законов нравственного поведения вбрасывает человека в отличную от свободы природно-чувственную сферу, в которой нет уже личности и свободы как таковой. Так оказывается, что свобода воли не творит нечто новое, не выводит за пределы установленных свыше данностей, но довольствуется лишь выбором, который изначально ограничен в своих возможностях. В рамках кантовской системы выбор представлен как сознательное волевое усилие человека, отвергающего самодовлеющую форму природно-чувственного существования и принимающего единственно правильное и свободное бытие – бытие, согласующееся с категорическим императивом нравственного сознания. Но решает ли это реально существующую, хоть и вынесенную в природно-чувственную сферу, проблему наличия зла, лжи, насилия? В рамках кантовской философии этот вопрос остается без ответа.

В конце нашего века в обществе наблюдается снижение нравственного и духовного уровня. Это не может не вызывать беспокойства, поскольку сохранение существующих тенденций грозит обществу гибельными последствиями. Вместе с тем важность роста нравственного и духовного уровня человечества, как и актуальность самой постановки вопроса об этом - не осознаны должным образом. Это видно, например, из того, что в одной из последних моделей Римского клуба (А. Кинг и Б. Шнайдер "Первая глобальная революция") в качестве основных неотложных задач, стоящих перед современным человечеством, указываются: демографическая, экологическая, продовольственная и энергетическая. А о том, что ни одна из них не может получить сколько-нибудь удовлетворительного решения без повышения в обществе уровня нравственности и духовности, не упоминается вовсе. Правда, некоторые авторы поднимают вопрос о нравственности, но при этом вместо конкретного анализа проблемы ограничиваются лишь общими и формальными лозунгами о поисках новых принципов, вместо того, чтобы обратиться к простым, но вечным истинам, к сожалению, забытым. Более того, следует вспомнить, что специально придуманные нормы морали для регулирования социальных отношений в различные исторические эпохи доказали свою несостоятельность. Конкретная методика обучения и воспитания, которой, в частности, занимается социальная педагогика, несомненно, зависит от социального устройства общества. Но конечная цель нравственного и духовного воспитания, безусловно, является абсолютной и объективной истиной. Очень грустно сознавать, что ни одно из многочисленных политических движений, активно действующих в нашей стране, не ставит в числе своих основных целей повышение нравственного и духовного уровней населения, не разрабатывает конкретную программу осуществления этого.

Только у народа, который руководствуется общечеловеческими принципами нравственности, национальное сознание может находиться на высоте, только он способен к духовному росту, к осознанию своей роли в истории человечества. Все это является необходимым условием для нормального стабильного развития государства. Стремление к достаточно высокому морально-нравственному уровню общества особенно необходимо нам в настоящее время, так как экономика нашей страны находится в катастрофическом положении, и имеющиеся разумные предложения по выходу из создавшейся ситуации, как правило, не могут быть осуществлены по причине отсутствия в обществе, в том числе и среди власть имущих, достаточного числа образованных, честных и порядочных людей, способных трудиться не только ради личного благополучия, а прежде всего последовательно и целенаправленно для блага своего отечества.

Некоторые социологи и психологи подчеркивали, что человеческому менталитету свойственны ожидания бедствий и даже конца света в конце каждого столетия. А с наступлением нового века эти настроения проходят. Ныне кончается не просто век, кончается второе тысячелетие после Р.Х. Может быть, тревога за нравственное положение в обществе - только отражение подобных апокалипсических настроений? Однако это не так.

Попытаемся проанализировать последствия, которые влечет за собой нравственное и духовное состояние современного общества. Анализ будет основан на фактах и цифрах, публиковавшихся в прессе, а также на результатах некоторых социологических исследований. Даже из них вполне ясно видно, что положение действительно очень серьезно и общество находится в критическом состоянии. А то, что от нравственности и духовности зависит его прогрессивное развитие, устойчивость и благосостояние, является хорошо известной истиной. Тем не менее, об этом будет неоднократно говориться ниже, ибо, как подчеркивал великий русский хирург Н.И. Пирогов: "То, что имеет основанием истину, следует напоминать, не боясь показаться надоедливым".

Будет рассмотрено, как нравственность и духовность связаны с существующей системой образования. Обычно считается, что образование в широком смысле этого слова состоит из общего образования, профессионального образования и духовно-нравственного воспитания. Первым двум, как правило, уделяется достаточно много внимания, их содержанию и методам практического осуществления, что в целом приводит к достаточно хорошим результатам. Вопросы же духовно-нравственного воспитания, да и самого состояния нравственности и духовности, беспокоят людей значительно меньше, а вопрос о влиянии общего и профессионального образования на формирование нравственных и духовных сторон личности исследован совсем мало.

Достигнуть достаточно высокого уровня нравственности общества нельзя с помощью лишь одного общего и профессионального образования. Вот что писал по этому поводу великий русский педагог К.Д. Ушинский: "... величайшее развитие умственное не предполагает еще необходимо-прочной общественной нравственности... Нет, одного ума и одних познаний еще недостаточно для укоренения в нас того нравственного чувства, того общественного цемента, который иногда согласно с рассудком, а часто и в противоречие с ним, связывает людей в честное, дружеское общество... воспитание, семейное и общественное, вместе с влиянием литературы, общественной жизни и других общественных сил, может иметь сильное и решительное влияние на образование нравственного достоинства в человеке. Кроме того, мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораз¬до более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснениями каждому его личных интересов" (К.Д. Ушинский "О нравственном элементе в русском воспитании").

ПАДЕНИЕ УРОВНЯ ДУХОВНОСТИ И НРАВСТВЕННОСТИ

В духовной жизни общества во всем мире с наступлением XX века наметился заметный спад. Доминирующее положение в нем стали занимать экономические проблемы и связанные с ними политические и идеологические вопросы: усилия людей оказались в основном направленными на накопление материальных благ. Поклоняясь золотому тельцу, люди пренебрегли духовностью, перестали думать и заботиться о своем духовном обогащении, стали игнорировать нравственную сущность своих поступков. Существенная тенденция к этому наметилась еще в XIX веке. Так, более 100 лет назад Ф.М. Достоевский писал: "Ведь теперь их всех такая жажда обуяла, так их разнимает на деньги, что они словно одурели" (Ф.М. Достоевский "Идиот").

В результате происходящих в современном обществе процессов развитие цивилизации может затормозиться, если не произойдет еще более худшего - развитие человечества пойдет по тупиковому пути. Идеология, возникшая во многих слоях общества (как в результате ее внутреннего развития, так и вследствие изменений экономических отношений) и приведшая к руководству государством большевиков в России и нацистов в Германии, также сыграла большую роль в изменении нравственности людей в худшую сторону прежде всего в этих странах.

Низкий уровень нравственности общества обычно отчетливо проявляется в критические моменты истории: во время революций, гражданских и межгосударственных войн, при нестабильности порядка в государстве. Достаточно вспомнить вопиющие нарушения моральных норм в гражданской войне 1918-1921 гг. в России, во второй мировой войне, в период мирного строительства социализма в СССР, в настоящее время, например, эпидемию террористических актов, от которых погибают ни в чем не повинные люди. Нравственная сторона, как правило, не принимается во внимание при решении государственных вопросов: при проведении социальных и экономических реформ, в промышленном производстве и сельском хозяйстве (что часто влечет отрицательные экологические последствия). При принятии многих решений на государственном уровне также зачастую не берется в расчет возможность их выполнения при имеющемся уровне нравственности населения. Неблагополучное положение во многих сферах жизни в нашей стране является прямым следствием всех этих просчетов.

Нарушение нравственных принципов людьми, входящими в государственные и местные органы власти, естественно не может не вести к снижению нравственности населения страны на индивидуальном уровне, в том числе у подрастающего поколения, что внушает особенно большое опасение. Дело дошло до того, что мошенничество и воровство стали почти нормой в жизни нашего общества. Они большей частью не только не преследуются по закону, но стали восприниматься в обществе как нечто само собой разумеющееся. Снова, как не вспомнить Ф.М. Достоевского: "... кажется, что на свете гораздо более воров, чем не воров и что нет даже такого самого честного человека, который бы хоть раз в жизни чего-нибудь не украл " (Ф.М. Достоевский "Идиот").

Коротко и выразительно наше современное общество охарактеризовал патриарх Московский и Всея Руси Алексий II: "Безумный мир, где господствуют волчьи законы, где ложь и обман стали нормой поведения."

За последние годы значительно ухудшилась криминальная обстановка в стране: обесценилась человеческая жизнь, растет число убийств (в том числе заказных, садистских, бессмысленных), изнасилований, издевательств, хулиганства, воровства, взяточничества - и все это, как правило, остается безнаказанным. Подобным примерам, как говорится, несть числа. Правоохранительные органы не раскрывают значительную часть преступлений.

Курьезным примером хаоса и беспорядка, царящих у нас в стране, является широко известная история, как в 1996 г. были задержаны два человека, выносившие из Дома правительства России картонную коробку с полумиллионом долларов. Однако вскоре было заявлено, что их хозяин не объявился, и поэтому начатое уголовное дело было прекращено. Тем самым выносившие эту огромную сумму из Дома правительства превратились из подозреваемых в противоправных действиях в "благодетелей государства": они нашли "клад" и изъятые у них деньги пошли в государственную казну. Вместе с тем ясно, что если бы хозяин полумиллиона долларов приобрел их честным путем, он не замедлил бы предъявить на них свои права. Поэтому вполне правдоподобно предположить, что эти деньги были приобретены незаконным образом. В такой ситуации обязанность прокуратуры - выяснить, откуда взялась коробка с такой большой суммой денег. Почему этого не было сделано - официальные лица дипломатично умалчивают. То, что Министерство внутренних дел, прокуратура и суды не справляются с криминальной ситуацией в стране, по-видимому, объясняется в известной степени коррумпированностью многих государственных чиновников.

Такое положение сложилось в том числе и в результате многих неправильных действий в руководстве страной, причем в этом, подчеркнем еще раз, немаловажную роль сыграло пренебрежение реформаторами нравственной стороной дела.

Несомненно, что в целом все это является прямым следствием как советского периода истории нашей страны, так и существенными ошибками, допущенными при проведении социально-экономических реформ (об этом см. подробно в брошюре "Образование и нравственность").

Заметим, что негативных явлений, подобных имеющимся сейчас, не наблюдалось в случаях существенных экономических и социальных преобразований в других странах в недалеком прошлом, например: при проведении реформ в США 30-х годов нашего века после "Великий депрессии", послевоенных реформ в ФРГ и Японии, а также современных экономических и политических преобразований в Венгрии, Польше и Чехии.

Но, конечно, следует признать, что сложившаяся у нас в стране к началу перестройки ситуация существенно отличалась от упомянутых выше и не имела прямых аналогов в истории. Характерная особенность ситуации в СССР заключалась в том, что почти вся экономика страны, в частности, промышленность, была подчинена интересам чудовищно развитого военно-промышленного комплекса в условиях государственной собственности.

Задача этой книги - не полный анализ ошибок, которые привели наше государство в бедственное состояние, а обоснование того, что успех социально-экономических реформ невозможен, если не принимать во внимание их нравственную сторону. Подчеркнем, что крепкое и благополучное в социальном отношении государство не может существовать без достаточно высокого уровня нравственности его граждан, при котором ценятся нравственные поступки, а безнравственные и даже просто непорядочные - осуждаются.

Стабильность и жизнеспособность государства определяется прежде всего нравственным и духовным уровнями его населения, а не состоянием экономики. Сознание во многом определяет бытие. История дает немало примеров, начиная с гибели Римской империи, когда в целом экономически благополучные государства погибали в результате падения морального уровня населения, в частности, роста коррумпированности государственных чиновников.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЭПОХИ

Посмотрим прежде всего, каково нравственное состояние общества в нашей стране. Нередко приходится слышать самоуспокаивающие высказывания, что о нем не стоит особенно беспокоиться, ибо ситуации, аналогичные имеющимся, в большей или меньшей степени свойственны обществу всегда. Так, массовое воровство, присущее нашему времени, часто оправдывается тем, что еще историк Н.М. Карамзин, когда его попросили кратко охарактеризовать современное положение в Российской империи, сказал, что это можно выразить одним словом: "Крадут ". Нетрудно привести и другие высказывания подобного рода. Например, в одном из донесений, направленных в Третье отделение, было написано: "В финансах - упадок кредита, торговли и фабрик, истребление государственных лесов. В юстиции - взятки, безнравственность... В министерстве внутренних дел - совершенный упадок полиции и безнаказанность губернаторов... В военном деле - расхищения". Если здесь заменить слово "полиция" на слово "милиция", то можно подумать, что эта цитата взята из какой-то нашей современной газеты. Однако это было написано в 1826 г. и подписано небезызвестным писателем Фаддеем Булгариным.

Вместе с тем большое заблуждение - думать, что прошлые социальные процессы можно однозначно экстраполировать на настоящее и будущее. Будущее нельзя прогнозировать достоверно, исходя только из прошлого, не учитывая того, что человечество непрестанно развивается и не повторяет полностью свои прежние этапы развития.

Что касается современной ситуации в России, то очевидно, что никогда воровство, коррупция, рост криминальных структур, безнаказанность чиновников, пьянство, наркомания и духовное нездоровье общества не достигали таких масштабов, что они поставили общество в критическое, а более точно - катастрофическое положение. Ведь никогда Россия еще не была на грани демографического и этнического кризисов, в которых она оказалась ныне в результате проводимых в ней реформ. Нам попросту грозит исчезновение многих народов, населяющих нашу страну, в том числе и русской нации.

Падает рождаемость и растет смертность людей: за последние 10 лет в России рождается почти в два раза меньше, а умирает в полтора раза больше людей по сравнению с доперестроечным периодом. Уже в 1992 г. был зарегистрирован отрицательный прирост населения: смертность превысила рождаемость. Если исходить из показателей 1986 г., то по сравнению с этим годом получается, что уже в 1992 г. Россия "недополучила" более полутора миллионов человек. Средняя продолжительность жизни в 1986 г. составляла 65 лет у мужчин и 74 - у женщин, а в 1995 г. она уменьшилась до 58 лет у мужчин и 71 у женщин. Причем больше всего российские мужчины умирают в самом трудоспособном возрасте: от 20 до 55 лет их смертность составляет 80% от всех умерших. Если эта тенденция сохранится, то из нынешнего поколения подростков не доживут до пенсии 48% юношей ("Неделя", 1997, 19-25 мая). Увеличивается также детская смертность.

Иногда высказывается мнение, что ничего исключительного в сокращении рождаемости в России нет, так как подобные явления и сопутствующее им повышение среднего возраста граждан в той или иной мере наблюдаются и в ряде стран Запада. Это утверждение демагогично, поскольку там это порождается совсем другими причинами. В этих странах материальный уровень жизни населения значительно выше, заработная плата выплачивается вовремя и полностью, а безработным выдается пособие, существенно превышающее, как правило, зарплату наших так называемых бюджетников. Ни о каком голодании или даже о недоедании значительных слоев населения или страданиях людей от холода в неотапливаемых квартирах там не идет речи. В этих странах действуют другие факторы, в частности, старение населения там объясняется, в основном, увеличением продолжительности жизни.

Еще одна проблема состоит в физическом вырождении населения России, т.е. его этнической деградации. В частности, увеличивается процент детей с недостатками в их развитии и здоровье. По данным 1994 г. из родильных домов России выписывается здоровыми менее 30% детей, и по прогнозам их доля к 2015 г. может сократиться до 15%-20%. Уже сейчас 40%-45% учеников начальной школы страдают от тех или иных психоневрологических заболеваний (Г.Ф. Морозова "Деградация нации - миф или реальность?"), а в ряде мест, например, в окрестностях Семипалатинского полигона, на котором испытывалось ядерное оружие, уже наблюдаются многочисленные рождения детей-уродов, генетических мутантов.

Во многом прогрессирующая убыль населения и рост числа детей, рождающихся неполноценными, объясняются снижением общего благосостояния (в своем большинстве народ бедствует, в отдельных регионах люди просто голодают в полном смысле этого слова), ухудшением психологического здоровья нации в результате отсутствия уверенности в завтрашнем дне и перспектив на улучшение сложившейся ситуации, а так же ухудшением уровня и доступности медицинского обслуживания. Так, в частности, чрезмерно подорожали лекарства и введена плата за многие виды медицинской помощи. Во многих местах сложилась опасная экологическая обстановка. Тяжелое психологическое воздействие оказали на людей бессмысленные потери, которые понесла наша страна в войнах в Афганистане и Чечне.

К этому следует добавить стремительное распространение в стране пьянства и алкоголизма, что является нашим национальным бедствием. По данным прессы, Россия по потреблению алкоголя на душу населения вышла на первое место в мире, опередив признанного лидера - Францию, которая, начиная с середины 60-х годов, медленно, но непрерывно снижает потребление спиртного. Это наше количественное превосходство над Францией усугубляется низким качеством употребляемых алкогольных напитков, значительным преобладанием низкопробной водки над вином (качество которого также заставляет желать много лучшего) и манерой пить "ударными дозами". Рост алкоголизма и пьянства в России отрицательно влияет на многие стороны жизни: наряду с общим ростом смертности населения увеличивается процент смертности от отравления алкогольными напитками. К 1996 году от отравления поддельной водкой гибло ежегодно в два раз больше людей, чем за девять лет афганской войны. При общем сокращении рождаемости в стране в результате алкоголизма родителей чаще рождаются физически и умственно неполноценные дети; ухудшается криминальная обстановка. В качестве примера отметим, что в 1994 г. в Подмосковье 14% всех смертей связано с употреблением спиртных напитков, "по пьянке" было совершено 3/4 всех умышленных убийств, а пьяные водители - виновники 17% всех дорожно-транспортных происшествий ("МК", 1995, 18 февраля).

К сожалению, нередко распространяются демагогические утверждения о том, что нет никаких причин для особой озабоченности по поводу роста пьянства в России, так как якобы на Руси всегда много пили. Это неверно. В русских деревнях особого пьянства не было. Крестьяне выпивали 5-6 раз в год по праздникам. Несложно проследить, что пьяницы стали литературными персонажами только в XVIII-XIX вв., сначала это были чиновники, офицеры, служивые люди, а затем появившиеся пролетарии.

В XX в. весь мир поразило новое бедствие - наркомания. Ныне и в России стремительно увеличивается число употребляющих наркотики, и, что самое страшное, - особенно среди подростков.

В последние десятилетия вновь стали распространяться, казалось бы, уже полностью побежденные инфекционные болезни такие, как дифтерия, дизентерия, туберкулез, холера, сифилис и другие. Над страной нависла угроза начала эпидемии СПИДа (а в Калининграде она уже началась).

Нравственной опорой человека в критических и кризисных ситуациях всегда была вера в Бога, как в некий нравственный императив. Но вследствие настойчивой 75-летней атеистической пропаганды, как, впрочем, и по ряду других причин, многие в нашей стране не только потеряли веру в Бога, но и не знакомы даже с основами религии.

Все это влияет на эмоциональное состояние людей, ведет к еще большему снижению их нравственного и духовного уровня, что вызывает серьезное беспокойство за судьбу нации.

К сожалению, приходится констатировать, что все больше и больше отношения между людьми регулируются личной выгодой, эгоистическими интересами, стремлением к примитивному удовлетворению своих желаний. Все меньше и меньше людей прислушиваются к голосу своей совести, не руководствуются чувством чести, принципами честности и порядочности, что влечет за собой негативные последствия во многих областях жизни.

Рушатся семейные отношения, а ведь крепкая семья - опора государства. Все меньше заключается браков, основанных на чувстве любви, духовной близости, и все больше - на основе материальной выгоды или только сексуального влечения друг к другу. Это приводит к росту числа разводов. А когда распадается семья, то от этого больше всего страдают дети: для них разлад между родителями является, как правило, большой душевной драмой, травмирующей их на всю жизнь. К этому добавим, что дошедшая до нас мода на примитивные и беспорядочные сексуальные отношения приобретает опасный массовый характер в среде подростков. Как показал опрос среди московских школьников, многие девочки не видят ничего предосудительного в зарабатывании денег проституцией и готовы заняться ею. В результате так называемой сексуальной революции растет число людей, которым на всю жизнь останется неизвестным чувство настоящей любви, которые занимаются безлюбовным сексом, т.е. сексом ради секса. Случайные сексуальные связи являются причинами существенного увеличения числа больных венерическими заболеваниями, и особенно среди подростков. Например, среди них число больных сифилисом за последние 4 года увеличилось в 25 раз, а за один лишь 1994 год у подростков 15-17 лет заболеваемость сифилисом возросла в 76 раз. (А. Калмыкова. "Не соблазни малых сих").

Крайне развращающе действует на молодежь засилье теле-, кино-и видеофильмов, смакующих животный секс, насилие и убийства. Большой вред нравственности общества, и в особенности молодому поколению, наносит безудержная пропаганда секса ради секса, развернувшаяся в последнее время по всероссийскому телевидению в телефильмах и специальных ток-шоу. Такой пропагандой могут заниматься либо те, кто сознательно стремится развратить и тем самым разложить наше общество, либо духовно бедные люди, не имеющие никакого представления о том, чем являются интимные отношения между любящими друг друга людьми.

Безусловно, с нравственной точки зрения вредны и те компьютерные игры, которые позволяют разрешать игровые ситуации с помощью насилия или даже убийств и тем самым развивают у детей агрессию и жестокость.

Все перечисленное выше наносит особенно большой вред в период формирования личности, когда у подростка еще не укрепились моральные устои, еще не сложилось собственное мировосприятие.

Возвращаясь к вопросу сокращения населения России, отметим, что в последние годы быстрее всего растет число неестественных смертей: от травматизма и отравлений, убийств (вплоть до убийств новорожденных), самоубийств, однако, по абсолютным показателям люди чаще всего умирают от сердечно-сосудистых заболеваний. Причины этого имеют не только экономический, "материальный" характер. Так, уровень смертности населения в нашей стране, снизившийся в послевоенный период, затем стал расти в 60-х гг. и его рост продолжался до 1986 г. Но в 1986-87 гг. смертность уменьшилась на 10,3%. Эти годы были удивительным временем духовного подъема, временем надежд, когда многим казалось, что в уже недалеком будущем наступит вполне достойная жизнь. (Кстати, послевоенные годы также характеризовались духовным подъемом общества: прекращением войны, радостью возвращения близких, необходимостью налаживания нормальной жизни в быту и т.п.) Но уже в 1988 г. в обществе наступило разочарование, радужная перспектива исчезла и у большинства людей заменилась неуверенностью в завтрашнем дне. В силу этого кажется вполне правдоподобной гипотеза, объясняющая колебания уровня смертности в России эмоциональным состоянием общества: чем выше эмоциональный уровень, тем ниже смертность. Вот что говорит по этому поводу доктор медицинских и кандидат философских наук И. Гундаров (см.: статью Г. Брынцевой "Почему умирают в России"): "Фактор, который решающе влияет на "историю с российской демократией", носит нематериальный, неэкономический характер. Это духовное здоровье, или, напротив, нездоровье общества, населения в целом. Его определяющее значение объективно подтверждается самыми разными данными и социологии, и статистики. Например, в те же 1986-87 годы эмоционального подъема и общественной активности количество грабежей в Российской федерации снизилось по сравнению с 1985-м годом на 24 процента, число убийств и покушений на убийства - на 30 процентов, самоубийств - на 40 процентов. Но как только общественные надежды стали сменяться разочарованием, и к началу 90-х годов доля неудовлетворенных различными аспектами жизни достигла 50-60 процентов среди взрослого населения, - статистика незамедлительно фиксирует резкий подъем не только смертности, но и всех социаль¬ных аномалий!".

Наша история убеждает в том, что никакие экономические и социальные реформы не приводят к длительному успеху, желаемому результату и прогрессу, к созданию прочного и благополучного в социальном отношении государства, если они не опираются на прочную нравственную основу. Без такой основы в стране немыслим стабильный и устойчивый порядок, который только и дает людям настоящую уверенность в их завтрашнем дне, являющуюся непременным условием хорошего эмоционального состояния общества.

К сожалению, официальная оценка успеха проводимых в нашей стране реформ и прогноз на будущее производятся преимущественно с помощью финансово-экономических аргументов: указаний на уменьшение инфляции, на снижение темпов падения производства, на рост приватизации (предприятий, жилья), на уменьшение числа месяцев, за которые еще не выплачены зарплаты и пенсии гражданам страны и на тому подобные цифры. Однако умалчивается о том, что в это время народ попросту вымирает. Чтобы остановить этот процесс, необходимо срочно принять все возможные меры для возвращения людям эмоционального здоровья. Вот что пишет по этому поводу доктор исторических наук В.И. Козлов: ("Вымирание русских - историко-демографический кризис или катастрофа?"): "Для того, чтобы ослабить катастрофу, прежде всего необходимо пробудить общественное сознание, открыть людям глаза на грядущую социальную опасность... Речь идет о спасении русского этноса (а с ним и всего Российского государства)".

Вне всякого сомнения, на продолжительность жизни людей весьма существенно влияет рост алкоголизма в стране, как непосредственно (об этом уже говорилось выше), так и посредством ухудшения духовного здоровья нации. Антиалкогольная кампания второй половины 80-х годов положительно повлияла на эмоциональное состояние общества и тем самым существенно способствовала снижению смертности населения в 1986-87 гг. Нельзя не отметить также, что в результате этой кампании уменьшилось число смертных случаев как от непосредственного отравления алкоголем, так и от многих заболеваний, вызванных потреблением алкоголя, в частности, сердечно-сосудистых.

Вместе с тем, когда в 1992 г. значительно увеличилось потребление алкоголя, то за один этот год средняя продолжительность жизни уменьшилась на полтора года у мужчин и на полгода у женщин ("Известия", 1994, 19 июля). А в Подмосковье в 1994 г. родилось в два раза меньше детей, чем в 1993 г., одновременно с этим в два раза возросла смертность ("МК", 1995, 18 февраля). Это позволяет утверждать некоторым ученым, что основной причиной сокращения продолжительности жизни особенно в последние годы является неудержимый рост потребления населением алкоголя.

Нельзя надеяться на то, что все постепенно образуется само собой: выправится экономика, люди станут жить лучше и подобреют, духовное, нравственное и эмоциональное состояния народа придут в норму. Запаса времени ждать, когда это случится, у нас нет.

Как отмечает И. Гундаров: "Нет у нашего общества с его нынешними демографическими показателями такого запаса времени, чтобы дождаться экономического процветания".


Страница 1 - 1 из 8
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | Все
© Все права защищены

Александр Супрунюк возглавляет предпринимательское сообщество Хмельницкой области. Именно в этой среде несколько лет назад родилась идея создания «Вільного простору», с помощью которого бизнес намерен, ни много ни мало, построить высокоморальное общество.

– Александр Алексеевич, вкратце расскажите нашим читателям, в чем заключается идея «Вільного простору».
– Как и все предприниматели, я сам страдал от коррумпированных контролеров и проверяющих, пробовал откупаться, но в один прекрасный момент понял: сколько ни корми чиновников, их аппетиты будут только расти. Я начал думал о том, как еще можно защититься от произвола. Нашел нескольких единомышленников, с которыми мы решили обороняться коллективно, в рамках законодательства. Взаимовыручка оказалась эффективной. Пришел опыт юридический, вокруг нас выросла организация численностью сто человек, появились ячейки в других районах и в соседних областях.
Но тогда же стало понятно, что общественная организация не может решить все проблемы, потому что районный чиновник, даже при желании, многие вопросы решать не уполномочен. Мы создали всеукраинскую ассамблею общественных организаций – предпринимательскую структуру, организовали Налоговый Майдан. Появилась идея организовать самозащиту по всей Украине.
Но вновь увидели, что исправить нездоровую ситуацию в стране предприниматели сами не в состоянии. Потому что многие проблемы перекликаются друг с другом и решать их нужно комплексно, надо создавать более широкие объединения, не только предпринимательские. Вот тогда родилась идея «Вільного простору». Пришло понимание того, что чем нравственнее общество, тем оно менее энергозатратно. То есть быть порядочным человеком экономиче-ски выгодно, общество порядочных людей экономически более состоятельное, по сравнению с тем, которое мы имеем, в котором идет тотальное разворовывание всего, что можно украсть.
– Причем не только чиновниками. Предприниматели – тоже не ангелы…
– Да, они – такие же люди, как и все общество. Обвешивают не пенсионеры, обвешивают предприниматели. Некачественные товары производят тоже предприниматели. Хотя их нельзя называть предпринимателями – они преступники. Были случаи, когда мы защищали предпринимателя от проверяющих, но оказывалось, что он не платит зарплату сотрудникам, торгует испорченными продуктами и тому подобное. Таких людей мы немедленно исключаем из своих рядов. Мы объединяем только порядочных людей. И объединяемся вокруг нравственных ценно-стей, а не вокруг каких-либо лидеров. Мы руководствуемся принципом самоорганизации людей. Наш единомышленник – это человек свободный, который поборол свой страх, готов бороться за свои права и хочет жить в обществе таких же порядочных людей, создает вокруг себя «вільний простір». Когда рядом с ним становятся другие свободные люди, их «вільний простір» становится больше. Таким образом мы хотим создать свободное общество, общество порядочных людей.
– Получается?
– Могу говорить о собственном шестилетнем опыте. «Вільний простір» вокруг меня уже не ограничивается вопросами защиты предпринимательских интересов. С другими свободными людьми мы совместно организовываем досуг, помогаем друг другу в работе и в жизни. Если кому-то для чего-либо недостает денег, мы не обращаемся в банки. В нашем «просторі» люди готовы помочь друг другу финансово. Разумеется, о процентах или сроках возврата денег речь не идет. То есть мы уже на практике реализовали очаги «вільного простору» и надеемся, что этот опыт будет реализован и в других регионах.
– Вы – угроза самому существованию банковской системы.
– Было бы неплохо, если б мы ее похоронили.

Кто же такой высоконравственный человек ? У многих может быть искаженное понятие этого термина.

Высоконравственный человек не обладает теми низшими качествами,которыми характеризируют множество людей этого мира. Такими как: эгоизм, тщеславие, жадность, высокомерие, самонадеянность и так далее, этот список можно продолжать бесконечно. Но высоконравственный человек владеет полностью противоположными качествами. Такой человек ставит интересы других на первое место, ища пользы не себе, а другому. Делая все на благо общества. Таким человек очень тяжело манипулировать и управлять, так как он не стремится к удовлетворению своих эгоистических желаний, проявляя всецело альтруизм. Полную противоположность эгоизма.

Благодаря высоконравственным людям на свете еще жива человечность и добрые поступки, которые спасли жизнь не одному человеку. Такие люди не дают угаснуть нашей совести, тому ценному дару, который присутствует в человеке с самого рождения. Даря возможность выделять все хорошее и плохое в этом мире. Хотя она у нас с самого рождения ее все таки нужно развивать и работать над ней. Для того чтобы, было проще воспитывать свою совесть, можно брать примеры тех на кого ты хочешь походить, кто восхищает, кто делает добрые дела, кто требовательный к себе. Это могут реальные люди, так и герои книг.

Может показаться, что высоконравственным человеком рождаются, и не каждый может стать таковым. Но это мнение ошибочно. Работа над собой и прикладывание должных усилий, помогает сделать себя таким человеком, каким мы хотим быть, а все остальное лишь пустые отговорки.

Примеры высокоморальных людей можно привести очень много. Но я двух примерах, когда эти люди ставили жизнь другого человека, выше своей собственной.

Пример милосердия и доброты людям показал на своем примере Киану Ривз .

Эта история произошла на съемочной площадке фильма «Матрица». После удачной премьеры первой части фильма, актер решил отказать от своего гонорара, который приблизительно составлял 80 миллионов долларов, в пользу костюмеров и команды, которая отвечала за спецэффекты. Ривз считал, что они заслужили эти деньги. Так же он не забыл про каскадеров, считая что они тоже заслуживают, похвали, Ривз подарил каждому по мотоциклу. Сам актер тоже ценитель мотоциклов, поэтому Harley-Davidson стал настоящим подарком от сердца.

Одному из рабочих, узнав что у него проблемы, Ривз решил ввести рождественскую премию для каждого члена съемочной группы. Так человек получил очень неожиданный подарок, в сумме 20 тысяч долларов.

Во время съемок, Ривз постоянно покупал своим сотрудникам ланчи и старался познакомиться с каждым, запоминая их имена. Как высказался сам актер, деньги для него не главное. Главное то, какие отношения складываются, у него с окружающими его людьми.

Не смотря на все трудности в его жизни Киану Ривз остается прекрасным человеком, готовым помогать других, причем не прося ничего взамен. Как для меня это характеризирует его как высоконравственного человека, которому не нужны деньги, а главнее которому люди.

Поступок который совершил Павел Бондарев показывает его мужество и силу духа,который способен пожертвовать жизнью ради другого.

Эта история произошла в сентябре 2012 года на окраине Севастополя, когда Павел спешил на работу. Подойдя к остановке, на которой уже стояли двое малышей-второклассников. Вдруг из ниоткуда появилась черная «Хонда», водитель которой утратил контроль над автомобилем. Его понесло прямо на остановку. Павел мог с легкостью отпрыгнуть, но он этого не сделал, перед ним стояло двое детей.

Он мгновенно сориентировался, маленького мальчика он откинул в сторону, а девочку не успел оттолкнуть, поэтому закрыл ее собой. Автомобиль почти раздавил их обоих, но благодаря тому, что Павел закрыл собой ребенка, у него оказалось меньше травм. После того как приехала скорая, детей и Павла отвезли в очень тяжелом состоянии. Но к сожалению Павел скончался через полтора часа, после трагедии. Его травмы не были совместимы с жизнью.

Дети хоть и медленно пошли на поправку, благодаря жертве этого молодого человека они радуется жизни. Павла Бондарева наградили посмертно. Церемония вручения премии «Гордость страны» прошла в Киеве, где награду получила его мама.

На такой поступок не каждый бы отважился, для этого нужно иметь мужество, силу духа. Жертвуя своей жизнью, он спас двоих детей, за что они очень благодарны ему и его маме. За то, что она воспитала прекрасного сына, которому хочется подражать.

Как видно с этих двух примеров, высоконравственный человек владеет моральными принципами, которыми руководствуется каждый человек или общество. Принципы необходимы нам, это критерии, позволяющие делать выбор и идти по выбранному пути. Принципы не абстракция, они имеют конкретное выражение, следовать за всем стадом или отказаться подражать остальным, считая их действия несправедливыми.Эти принципы дают нам основу для того чтобы, на этой почве создать высоконравственную личность,которая идет своим путем. Путем верности себе и жертвенности по отношению к людям.

 

Возможно, будет полезно почитать: