Презентация на тему опк. Презентация - икона в православной культуре

Презентации для учителей, ведущих уроки по предмету "духовное краеведение Подмосковья", содержащие иллюстрации и вопросы, направленные на проверку усвоения материала

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Древнерусский монастырь – ц ентр христианской православной культуры Духовное краеведение Подмосковья Презентация к уроку № 5. Презентацию выполнила Учитель географии и краеведения МОУ СОШ № 11 г. Серпухова Кириллина Н.В.

Х ристианские добродетели: Вера (в Бога) Надежда (на Бога) Любовь (к Богу и ближним) Умеренность (нежадность) Целомудрие (чистота и целостность человеческой личности) Для спасения своей души для жизни с Богом христиане стараются не нарушать заповеди Божии (не совершать греха), учатся преодолевать свои страсти (недобрые пожелания) и стараются приобрести добродетели.

Общий для всех христиан путь добродетельной жизни - это Служение Богу, что означает: Быть милосердным к людям; Быть приветливым; Быть чутким; Быть сострадательным Путь совершенного следования всем заповедям Христа – это мон а̒ шеский путь. Мона ̒ х – (греч.) – живущий в одиночестве. Ѝ нок – (русск.) –иной, не похожий на других. Христианский монах (инок) – это человек, для которого служение Богу является главной задачей жизни. Преподобный Нестор Летописец. Икона. XX в.

Основным действием посвящения в монашество является Пострижение. Во время этого обряда человек принимал особый порядок жизни, строгий, о граничивающий во всём образ поведения. Монашеский путь предполагает целомудрие (безбрачие), нестяжание (добровольный отказ от земного богатства), послушание (жизнь по уставу Монастырской жизни). Принятие монашества настолько изменяло жизнь человека, что он получал новое имя. Происходило второе рождение человека.

Подъем – в 5-6 часов утра, за которым следует утреннее молитвенное правило в храме, нередко с присоединением литургии. Трапеза бывает три, в некоторых монастырях два раза в день. Вечернее богослужение в храме начинается в 17-18 часов. Отход ко сну бывает обычно в 23 часа. Остальное время занято послушаниями, кратковременным отдыхом, келейной молитвой, личными делами. Распорядок жизни в монастыре Труд в монастыре В каждом монастыре есть монастырское хозяйство. Это трапезная, гостиница, склады, огород, скотный двор, водопровод, отопление, электрохозяйство, транспорт, бухгалтерия, стройка. Территория монастыря, храмы нуждаются в постоянной уборке. Кто-то должен дежурить, охранять, встречать гостей. Поэтому насельникам, кроме молитвы и богослужения, приходится трудиться, а при нехватке людей – много трудиться. Различные работы в монастырском хозяйстве называют послушаниями. Послушанием называют также церковную и монастырскую дисциплину: п одчинение начальствующим, выполнение их распоряжений, поручений, повседневных обязанностей.

На Руси монастыри появились сразу после принятия Крещения в 988 г. Монахи организовывались в особые общины – монастыри, которые иногда вырастали в целое поселение. Родоначальником монашеской жизни на Руси считают преподобного Антония. В древнем Киеве он выкопал землянку на склоне Днепра и стал жить уединённо. Вскоре к нему стали приходить братья (другие монахи), которые селились рядом. Когда пришла пора выбирать иг ý мена (начальника монастыря), братья спросили Антония. Антоний посоветовал выбрать того, кто более послушен, кроток и смирён. Так зарождалась Киево-Печерская лавра. Лавра - крупный, широко известный мужской монастырь, имеющий особое значение. Преподобный Антоний Печерский

Кроме молитвенных подвигов, монахи совершали дела милосердия, поддерживали бедных, ухаживали за больными, заботились о заключенных. Монастыри занимались и культурным просвещением на Руси. Истории известны имена монахов, бравших в руки меч для защиты Руси. Александр Пересвет, монах Троицкого монастыря, был благословлен игуменом Сергием Радонежским на битву с татарами и вместе с великим князем Дмитрием Донским участвовал в Куликовском сражении. В начале XVII века Троице-Сергиева л авра выдержала 16-месячную осаду войск Лжедмитрия II . Монах-воин Пересвет н а Куликовом поле.

Монах Андре́й Рублёв - наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Поместным собором Русской православной церкви в 1988 году канонизирован в лике преподобного. Троица. Икона Андрей Рублёв

Для христиан православный монастырь – образ Рая на земле. Монастыри своими стенами прочно врастают в родную землю, а башнями и колокольнями с сияющими куполами возносятся в небо. Для христиан монастырь объединяет в себе Небесное (мир Г ό рний Божественный) и земное (Родину, Отечество). Спасо -Бородинский монастырь Саввино-Сторожевский монастырь

В старину монастыри называли «сторожами». Они окружались высокими с тенами и во время нападения врагов превращались в крепости. Троице-Сергиева лавра

Над главными воротами, ведущими в монастырь, часто возводили храм. Он назывался надвратным. Храмов могло быть построено несколько. В центре всегда возводили главный храм – собор.

Скит - небольшое жилище для монахов-отшельников, устраивающееся в отдалении от основных построек православных монастырей. Монахи живущие в скиту, принимают дополнительные обеты (например строгого поста, усиленной молитвы, затворничества и т. п.). Скит обычно закрыт для посещения посторонними лицами. Серафимо -Знаменский скит Волков Е.Е. Скит

Большинство монастырей расположено в красивых местах. Духовный человек у меет ценить красоту окружающей природы. «Всякое дыхание да славит Господа». Это слова святого пророка царя Давида из псалма – священной песни. Пророк Давид написал много псалмов. Из них составлена книга «Псалтирь». Прежде чем основать монастырь, подвижники ждали благословения Господа. Только Он указывал это место. Найденное место должно было быть «зело красно» – очень красиво. Строительство начиналось всегда с совместной (соборной) молитвы. В потемневших лучах горизонта Я смотрел на окрестности те, Где узрела душа Ферапонта Что-то Божье в земной красоте. И однажды возникло из грёзы, Из молящейся этой души, Как трава, как вода, как берёзы Диво-дивное в русской глуши. Н. Рубцов. Ферапонтов монастырь. Вологодская область.

Свои названия монастыри получили: по имени монаха, их основавшего (Тихонова п ý стынь) по названию местности (Спасо -Бородинский монастырь, Высоцкий) по имени христианского святого и названию местности (Саввино-Сторожевский монастырь – святой Савва основал монастырь на р. Сторожке. Борисоглебский Дмитровский монастырь (в честь Святых Бориса и Глеба). В Московской области н асчитывается 58 монастырей.

Вариант 1 Какие основные христианские добродетели отражает христианская православная культура? Какие обязательства берёт на себя человек, принимая Пострижение, какие обеты даёт? Вариант 2 Какие правила должен выполнять христианин для спасения своей души? 2. Что в монастырях называют послушанием? Вариант 3 Чем является монастырь для православного христианина? Почему монастыри расположены в красивых местах? 2. Назовите имена монахов, оставивших свой след в истории нашей страны. Вариант 4 Как устроены монастыри? Какую роль выполняли монастыри в древности? 2. Какие подмосковные монастыри вам известны?

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Древнерусское зодчество: в нешний вид и духовный смысл п равославного храма Духовное краеведение Подмосковья Презентация к уроку № 10. Презентацию выполнила Учитель географии и краеведения МОУ СОШ № 11 г. Серпухова Кириллина Н.В.

Храм – это дом, посвященный Богу, в который люди приходят, чтобы молиться. Храм соединяет в себе мир земной и Небесный. Барабан Кокошники Закомара Алтарь Паперть Апсиды Звонница Купола храма – гигантские свечи, устремлённые в небо.

Христианские зодчие строили храмы, похожими на базилику (корабль), ведь церковь подобна кораблю, плывущему по бурным волнам моря жизни. БАЗИЛИКА (от греч. basilike - царский дом), прямоугольное в плане здание, разделенное внутри рядами колонн или столбов на продольные части ИЛИ Похожими на ротонду (круг) или крест.

Трёхчастное строение храма

Иконостас Иконостас - алтарная перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма. Состоит из икон, расположенных ярусами. Число ярусов бывает от трех до пяти.

Икона «Тайная вечеря» Икона Спаса Икона Богородицы Икона «Спас в Силах» или «Спас на престоле» 5. Местная икона Местный ряд. В центре – «Царские врата». На северных и южных вратах – Архангелы Гавриил и Михаил. Праздничный ряд. Иконы праздников, Рассказывающих о Священной истории. Деисусный ряд. Иллюстрацияи к Новому Завету. Иконы символизируют моление церкви к Христу, завершающееся Страшным судом. Пророческий ряд. На иконах изображены пророки, возвещающие о приходе Мессии. В центре –икона Божией матери « Оранта » («Знамение») или «Молящаяся». Праотеческий ряд. Здесь иконы ветхозаветных праотцов от Адама до Моисея. В центре – Ветхозаветная Троица. Верх иконостаса увенчивается изображением распятия.

Горящая свеча в храме символизирует молитву. Лампада означает собой свет Новозаветного Евангельского учения, который освещает наши жизненные стези в непроглядном мраке земного существования. Вместе со светом зажженная свеча излучает тепло, которая символизирует теплоту нашей молитвы и нашей любви к Тому, ради Кого мы ее зажигаем. Кроме этого, зажженная свеча или лампада является материальной жертвой (она ведь стоит денег), которая, соединившись с искренней и теплой молитвой, имеет перед Богом немалое значение. Колокольный звон – это выражение молитв христиан, в которых они каются, радуются и прославляют Бога. Ладан - это смола очень редкого дерева, произрастающего в Аравии в Восточной Африке и Индии. Храмы расписываются по определённым правилам – канонам. В куполе – Христос Вседержитель; Над алтарём – Богородица; В верхней части храма – святые и пророки; В средней – сюжеты Евангелия, рассказывающие о земной жизни Христа; Внизу – мученики, святители, цари и святые Церкви. Над Горним местом – икона Спасителя.

Главное богослужение в православном храме называется Литургией. Во время Литургии совершается таинство Причащения (Евхаристия), у становленное Иисусом Христом во время Тайной Вечери. Лебедев Клавд. Вас. Причащение народа. XIX в.

Вариант 1 – 4 Что символизирует в храме горящая свеча и колокольный звон? Считается, что православные храмы имеют трёхчастное внутреннее строение. Назовите каждую часть храма.

Вариант 1 3. Что такое храм в понимании христиан? Вариант 2 3. Что символизирует купол храма изнутри? Вариант 3 3. Что находится в алтаре храма? Вариант 4 3. Как называется место в храме, где находятся молящиеся люди?

Вариант 1 4. Какая часть православного храма называется закомарой? Вариант 2 4. Какая часть православного храма называется барабаном? Вариант 3 4. Какие части православного храма называются кокошниками? Вариант 4 4. Какая часть православного храма называется апсидой?

Вариант 1 5. Какие храмы называют базиликами, а какие ротондами? Вариант 2 5. Как называют главное богослужение в храме? Какое Таинство совершается в о время него и кем оно было установлено? Вариант 3 5. Назовите каноны, по которым расписываю храмы внутри? Вариант 4 5. Где в храме размещается иконостас? Что называют иконостасом? Что символизирует иконостас?

Вариант 1 6. Каковы особенности храмового зодчества XV века? Вариант 2 6. Каковы особенности храмового зодчества XVI века? Вариант 3 6. Каковы особенности храмового зодчества XVII века? Вариант 4 6. Что означает различие в количестве куполов над храмами?

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Иосифо -Волоцкий монастырь – к репость христианской веры Духовное краеведение Подмосковья Презентация к уроку № 19. Презентацию выполнила Учитель географии и краеведения МОУ СОШ № 11 г. Серпухова Кириллина Н.В.

Положение монастыря на карте Волоколамского района

Когда преподобный Иосиф выбирал место для монастыря, родной брат Иоанна III князь Волоколамский Борис подарил ему землю под строительство. За Волоколамск в древности шла борьба между Тверью, Москвой и Новгородом. Здесь сходятся близко верховья Ламы и Шоши (притоки Волги), а с другой стороны – Волошни и Озерны, впадающих в Рузу и далее – в Москву и Оку. Плыви куда хочешь: в Рязань, Великий Устюг, Нижний, Великий Новгород … Волок на Ламе (старое название Волоколамска) был перекрестком великой водной системы, важнейшим торговым центром. Герб Волоколамска На гербе изображены укрепления (шанцы), показывая древний земляной к ремль, что говорит и о военном значении города

Волок – водораздельный участок между верховьями двух рек, близко сходящихся в своих истоках, по которому в старину « волочили» суда от одной реки к другой.

Иванов В.Б.Заброшенный волок. Путь в Старгород.

Иосиф Волоцкий мыслил создать образцовую монашескую общину со строгим в нутренним уставом.

Во второй половине XV века преподобному Иосифу пришлось бороться с ересью, и скажавшей основные положения (догмы) православной веры. Выступая против еретиков, Иосиф Волоцкий написал знаменитое сочинение «Просветитель». «Незнание русскими людьми основ христианской в еры – писал Иосиф, - ведёт их к духовному невежеству и позволяет непорядочным людям искажать христианское учение».

Иосиф Волоцкий отстоял право Монастырей владеть имуществом, которое было необходимо не только для осуществления службы, но и для дел благотворительности. Помощь РПЦ пострадавшим в Крымске

В XVI – XVII в.в. монастырь был настоящей крепостью, выдержавшей осаду поляков в о времена Смуты. Угловая башня Кузнечная башня

Святые ворота с надвратной церковью во имя апостолов Петра и Павла

Трапезная. 1504 г. Успенский собор. XVII в.

В верхнем этаже собора храм в честь Успения Божией Матери, в нижнем - во имя преподобного Иосифа

Внутренне убранство Успенского собора

Монастырь во все времена щедро благотворил всем нуждающимся и о существлял широкую просветительскую деятельность

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Новый Завет. Сюжеты Нового Завета в произведениях христианской православной культуры Духовное краеведение Подмосковья Презентация к уроку № 7. Презентацию выполнила Учитель географии и краеведения МОУ СОШ № 11 г. Серпухова Кириллина Н.В.

Новый Завет Книги Нового Завета делятся на четыре Евангелия, Деяния Апостолов, 21 послания и Откровение Иоанна. Евангелия – «Благая весть» - описывают жизнь и учение Христа, хотя написаны четырьмя авторами. (Назовите имена.) 21 послание написано учениками Иисуса Христа, Деяния Апостолов написаны Лукой и рассказывают о том, что случилось после Вознесения Иисуса. Откровение Иоанна написаны евангелистом Иоанном.

Благовещение о рождении Иисуса К Марии, жившей в Назарете, явился Ангел Гавриил, посланный господом и сказал ей: «Зачнешь во чреве и родишь Сына и наречешь ему имя Иисус. Мария тогда была обручена с Иосифом из рода царя Давида. Узнав о её беременности, Иосиф хотел отпустить Марию, но Ангел явился ему во сне и сказал: «Родившееся в Ней есть от Духа Святого. Он спасёт людей от грехов их».

Рождение Иисуса в Вифлееме Когда Мария была беременна, Иосифу пришлось отправиться в город своих предков для переписи населения. Иосиф отправился в Вифлеем и взял Марию. Пройдя 170 км до Вифлеема, Мария и Иосиф не нашли места в гостинице. У Марии наступили роды. Пришлось ей рожать в загоне для скота. Сына своего она положила в ясли, устроенные в пещере.

Пастухи у Иисуса В ночь, когда родился Иисус, многие пастухи не спали и увидели Ангела, который сказал: «Родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. Вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях». Пастухи нашли Марию, Иосифа и их Сына.

Встреча младенца Иисуса с Симеоном По старой традиции через 6 недель после рождения, Иисуса принесли в Иерусалимский храм. В то время в этом городе жил старец Симеон. Святой Дух предсказал ему, что не умрёт он, пока не увидит Спасителя. Придя в храм в тот момент, когда принесли Иисуса, Симеон узнал Помазанника и сказал Богу: «Видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовил всем народам. Ныне отпуска- ешь меня, раба Твоего, с миром».

Бегство от царя Ирода В Иерусалим в те дни пришли мудрецы с Востока и спросили правившего тогда царя Ирода: «Где родившийся царь Иудейский? Видели мы звезду Его и пришли Ему поклониться». Услышав это, Ирод встревожился и стал узнавать о Христе, решив убить Младенца. Мудрецы это поняли и не сказали Ироду, где находится младенец. Тогда Ирод приказал убивать всех младенцев в Вифлееме. Ангел предупредил Иосифа об опасности. Иосиф с Марией и Иисусом бежали в Египет.

Детство Христа Плотницкая мастерская. Дж. Милле. 1850 г.

Христос в доме своих родителей

Крещение от Иоанна Крестителя В Египте Иосифу и Марии пришлось жить до смерти Ирода. Вернувшись в Израиль, они поселились в Назарете. Иисус «возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости; и благодать Божья была в Нем». Наступило время принять крещение, и Иисус пришёл к Иоанну. Но Иоанн Говорил: «Мне надобно креститься от Тебя, а Ты приходишь ко мне». Тогда с неба на Иоанна спустился Дух Божий. И был Голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, В Котором Моё благоволение».

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Западное Подмосковье. Новый Иерусалим – Русская Палестина Духовное краеведение Подмосковья Презентация к уроку № 17. Презентацию выполнила Учитель географии и краеведения МОУ СОШ № 11 г. Серпухова Кириллина Н.В.

Новоиерусалимский монастырь

В окрестностях монастыря много палестинских названий: Р. Иордан, Кедр ό нский поток, горы Фав ό р и Ерм ό н, Гефсим ά нский сад, Мамвр ѝ йский дуб

Патриарх Никон с братией монастыря Гробница патриарха Никона

В.Г. Шварц. Патриарх Никон в Новоиерусалимском монастыре. 1867 г.

Храм Воскресения Христова по внутреннему устройству точно воспроизводил храм Гроба Господня в Иерусалиме

Кувуклия Камень помазания

Фрагменты украшений Интерьер ротонды

Шатёр над ротондой Святого Гроба

Монастырские стены

Трехсвятительский " колокол, весом в 100 пудов, отлитый 21 января 1666 года. На нем изображены три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Временная звонница Из большого колокольного подбора сохранилось всего три колокола. Один из них находится в монастыре на небольшой временной звоннице. Второй колокол экспонируется в музее "Новый Иерусалим" на территории монастыря. Третий, " Никоновский " колокол, хранится в Музее истории и реконструкции

Река Иордан (р. Истра)

Скит патриарха Никона

Деревянная часовня. XVIII в. Гефсиманский сад

Силоамская купель

Новоиерусалимский монастырь напоминает о цели жизни христианина

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

О х ристианстве и православии Духовное краеведение Подмосковья Презентация к уроку № 2. Презентацию выполнила Учитель географии и краеведения МОУ СОШ № 11 г. Серпухова Кириллина Н.В.

Христианство возникло в 1 веке н.э. в Палестине. От рождения Христа начинается Летоисчисление. Христианство включает три направления: православие, католицизм, протестантизм. Слово «православный» означает «правильно славящий» Бога, т.е. – верящий в Бога правильно

Палестина Нового Завета

Для христиан Христос – Бог, пришедший на Землю и ставший человеком для спасения человечества. Для христиан Бог триедин – Святая Троица – Отец, Сын и Святой Дух. В себе Христос соединил людей с богом. Ведь сын Божий стал человеком. Будучи безгрешным, он взял на себя грехи всего мира и умер, распятым на кресте. Но воскрес, и христиане верят, что во Христе обретают спасение и вечную жизнь. А. Рублёв. Троица

Главной книгой христиан является Библия – книга книг. Важнейшие части Библии Ветхий и Новый Заветы. В Библии рассказывается о сотворении Мира и человека, о первых людях, живших в рае. Первым людям Бог повелел: «От всякого дерева в Эдемском саду можно есть, а от дерева познания добра и зла нельзя есть, ибо вкусив от него, смертью умрёшь».

Но грехопадение произошло. Грех начался с ангельского мира. Один из высших ангелов – Денница – позавидовал Богу. Захотел стать выше Его. В своем падении увлёк за собой других ангелов. С тех пор он именуется Сатаной (Дьяволом или клеветником), а падшие ангелы демонами (бесами). В среде Дьявола ненавидят любимое творение Бога – человека – и пытаются отторгнуть человека от Бога. Дьявол обманул Адама и Еву, соблазнив их съесть плоды с древа познания, внушив им недоверие к Богу: «Нет, не умрёте. В день, в который вкусите их, откроются ваши глаза, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». Люди вкусили запретные плоды и были изгнаны из рая и стали смертными. Постепенно люди становились всё хуже. Первое убийство произошло, когда сын Адама Каин убил своего брата Авеля, позавидовав ему.

Бог спасал людей. Через избранных людей – пророков – Он возвещал миру Свою волю. Через пророка Моисея дал 10 заповедей для жизни и обещал прислать Спасителя. Об этом рассказывается в Ветхом Завете. Моисей и скрижали

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ Я – Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов перед лицом Моим. Не создавай себе кумира и никакого изображения того, что вверху, на земле, и в воде ниже земли, не поклоняйся им и не служи им. 3. Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно. 4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, а день Седьмой - Господу Богу твоему. 5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле. 6 . Не убивай. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не кради. 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни осла его – ничего, что у ближнего твоего.

Библия рассказывает об ожидании людьми Спасителя, о земной жизни и смерти Спасителя человечества - Христа. По мнению христиан, до подвига Христа смерть означала отлучение тела и души человека от Бога. Христос своей смертью показал, что духовная смерть может быть побеждена. Несение креста. Ф.А. Моллер

Вошли на Голгофу. В.Д. Поленов

В. Г. Перов. Снятие с креста

О христианском понимании будущего людей написано в Библии следующее. Христос рассказал ученикам, что придет время, когда земная жизнь человеческого рода закончится. Тогда Он придёт на землю второй раз, воскресит всех людей, сядет на престол и соберёт все народы Земли, чтобы они ответили за свои добрые и злые дела. Всех добрых людей поставит по правую руку, а злых по левую. Все те, кто жил по заповедям, пойдут в жизнь вечную, счастливую. А нерадивые буду осуждены и получат наказание по заслугам. Страшный суд. В.М. Васнецов

До IV века н.э. христиане подвергались страшным гонениям. Все ученики Христа погибли. Распятие святого апостола. Андрея Первозванного

Император Византии Константин Великий встал на защиту христианства. Со всех концов земли стали собираться епископы на Вселенские Соборы. На 4-ом Соборе был принят Символ веры – краткое и четкое изложение христианской веры. В нём говорилось, что мир сотворил Бог, что Он - Святая Троица, что Христос – сын Божий, который ради спасения людей пришёл в мир, стал человеком, принёс себя в жертву, был распят и воскрес, открыв всем христианам путь к вечной жизни с Богом. В Символе было выражено глубокое почитание Девы Марии – Матери Божией.

Православные праздники Правосла́вные пра́здники - торжественные дни в православии, посвященные празднованию священных событий и особо чтимых святых. Церковь рассматривает праздники как Божественное установление Великими называются наиболее значимые праздники с торжественным богослужением. К ним относится Пасха, все двунадесятые праздники, а также некоторые другие. Пасха - самый главный праздник, « праздников праздник и торжество из торжеств» .

Двунадесятые праздники по хронологии церковного года, который начинается 1 (14) сентября: Рождество Пресвятой Богородицы - 8 (21) сентября; Воздвижение Креста Господня - 14 (27) сентября; Введение во храм Пресвятой Богородицы - 21 ноября (4 декабря); Рождество Христово - 25 декабря (7 января); Крещение Господне - 6 (19) января; Сретение Господне - 2 (15) февраля; Благовещение Пресвятой Богородицы - 25 марта (7 апреля); Вход Господень в Иерусалим (переходящий) - воскресенье перед Пасхой; Вознесение Господне (переходящий) - 40-й день после Пасхи, всегда в четверг; День Святой Троицы (переходящий) - 50-й день после Пасхи, всегда в воскресенье; Преображение Господне - 6 (19) августа; Успение Богородицы - 15 (28) августа. Недвунадесятые великие праздники Покров Пресвятой Богородицы - 1 (14) октября; Рождество Иоанна Крестителя (Предтечи) - 24 июня (7 июля); День святых первоверховных апостолов Петра и Павла - 29 июня (12 июля); Усекновение главы Иоанна Предтечи - 29 августа (11 сентября). Синим цветом выделены Богородичные праздники

Где и когда зародилось христианство? Кем является Христос для Христиан? Кто такой Бог в понимании Христиан? Кого, кроме Христа, чтят христиане? 5 . Почему Пасха, а не Рождество Христово является самым главным православным праздником? 6 . Назовите двунадесятые праздники (не менее трех)

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

БОРОДИНСКИЙ СПАС. Обитель русской славы Духовное краеведение Подмосковья Презентация к уроку № 20. Презентацию выполнила Учитель географии и краеведения МОУ СОШ № 11 г. Серпухова Кириллина Н.В. (Бородинский во имя Нерукотворного Образа Спасителя женский монастырь) .

Одно из самых кровопролитных сражений 1812 года состоялось у деревни Бородино на реке Колочь. «Народ русский – храброе потомство храбрых славян! Соединитесь все с крестом в сердце и с оружием в руках – никакие силы человеческие не одолеют вас!» (Из обращения Александра I)

Спасо -Бородинский монастырь. Основан в 1818 – 1820 гг. Средства на постройку собора жертвовали офицеры и солдаты русской армии − участники Бородинской битвы и их потомки. Часть средств выделил император Александр I .

Игуменья Мария. До войны 1812 года – Маргарита Тучкова – Жена Александра Тучкова IV . Александр Тучков IV . Генерал, один из четверых б ратьев, сражавшихся на Бородинском поле.

Утицкий курган. Место гибели Тучкова I – генерала Николая Тучкова, в ступившего в бой с французами, чтобы предотвратить их атаку с фланга на Багратионовы флеши, где сражался Тучков IV .

Сторожка игуменьи Марии

Церковь Спаса Нерукотворного (мавзолей Тучковых). Первая церковь монастыря. Икона Спаса Нерукотворного Сопровождала А. Тучкова во всех военных походах.

Горельефы в западной стене монастыря символизируют доблесть р усских воинов, сравнимую с доблестью античных героев.

Собор иконы Владимирской Божией Матери. Б итва на Бородинском поле произошла в день празднования Владимирской иконы.

Могила Маргариты Тучковой и её сына Николеньки в склепе Спасо -Бородинского храма.

Домик игуменьи Марии Церковь Спаса Нерукотворного (мавзолей Тучкова) 4. Колокольня Собор Владимирской Иконы Божией Матери 6. Трапезная церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи 12. Святые ворота 7, 12, 13, 15. Здания Хозяйственного и жилого назначения

Женский монастырь возрожден в 1992 году. Спасо -Бородинский монастырь является частью государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника.

Часовня и икона преподобной схимонахини Рахили, старицы Бородинской, отличавшейся при жизни неземной добротой к о всем. (Мария Михайловна Короткова, 1833-1928).

Спасо -Бородинский монастырь – единственный и абсолютно уникальный среди всех православных обителей России: ● является первым памятником в России героям Бородинской битвы и до середины XX века – крупнейший воинский мемориал в нашей стране; ● в нём непрестанно (ежедневно от момента создания до настоящего времени, с перерывом, когда обитель была закрыта) осуществляется молитвенное поминовение « российского христолюбивого воинства, за Веру и Отечество живот свой положившего » (как в Бородинском сражении, так и в последующих войнах и конфликтах) ; ● стал пантеоном любви и верности русских женщин своим мужьям достойным россиянам, защитникам и патриотам Отечества.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Особенности православной культуры Духовное краеведение Подмосковья Презентация к уроку № 4 . Презентацию выполнила Учитель географии и краеведения МОУ СОШ № 11 г. Серпухова Кириллина Н.В.

Культура – это созданная человеком среда обитания, в которой сохраняются самые главные этические нормы (неизменное понимание добра и зла) и ценности жизни. Стержнем русской культура на протяжении многих веков являлось православное христианство. Духовное краеведение Подмосковья – это учебный предмет, который изучает историю христианской православной культуры на землях Подмосковья, представленную в традициях жизни людей и объектах религиозной культуры.

Православное христианство является одной из мировых религий. Религия – это вера в Бога и почитание Его человеком. Учение о Боге называется теологией или богословием.

На протяжении многих веков православие формировало духовность русских людей, определяло традиции их жизни и их идеалы. Христианская культура раскрывается в творчестве выдающихся деятелей русской культуры, живших в Подмосковье: поэтов – А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, В.А. Жуковского; писателей – Ф.М. Достоевского, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.С. Лескова, И.С. Шмелёва,; композиторов – М.И. Глинки, П.И. Чайковского, С.И. Танеева, А.К. Лядова; художников – И. И. Шишкина, И.И. Левитана, А.А. Иванова, В.М. и А.М. Васнецовых. В.М. Васнецов. Баян

Христианская православная культура объединяет в себе р азные виды искусства: архитектуру, живопись, декоративное искусство, церковную музыку, житийную литературу, духовную поэзию. Фреска Православный хор Мозаика Храм

В центре христианской православной культуры Бог. Христианство называет Его первопричиной, Творцом мира. Поэтому христианская картина происхождения мира называется креационной (creation » – творение). Христиане считают, что, создав человека, Бог даровал ему талант. В этом проявляется возможность человека творить произведения искусства.

Русская православная культура ведёт происхождение от византийской. Корни христианской культуры связаны и со Святой Землёй, на которой происходили все события Священной истории, описанные в Библии. Святое – все то, что относится к Богу. Святыни – предметы, святые места, связанные с жизнью Христа. Святые - лица, которым в различных религиях п риписываются благочестие, праведность, богоугодность, посредничество между богом и людьми. Святые мощи – останки почившего христианского святого.

Икона Всех Святых, в земле Российской просиявших

Землю Палестины христиане называют святой, потому что здесь прошли все события земной жизни Христа. Вифлеем – город, в котором родился Христос

Иерусалим Храм Гроба Господня (Храм Воскресения)

Камень Миропомазания Кувуклия

Туринская Плащаница Х ристианская реликвия, четырёхметровое льняное полотно, в которое, по преданию, Иосиф из Аримафеи завернул тело Иисуса Христа после Его Крестных страданий и смерти. Более 6 веков находится в Турине

Вариант 1 Назовите два корня христианской культуры 2. Как называют книги, в которых рассказывается о жизни Христа? Вариант 2 Какие христианские святыни вам известны? 2. Что означает слово «святой» для христиан?

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проверочная работа по теме «Религиозная живопись» Духовное краеведение Подмосковья Презентация к уроку № 11. Презентацию выполнила Учитель географии и краеведения МОУ СОШ № 11 г. Серпухова Кириллина Н.В.

Знаете ли вы: Как называются представленные на слайдах иконы; Кто изображен на иконах; К какому типу иконографии относятся представленные ниже иконы; В каких случаях молятся перед этими иконами

2. Господь Вседержитель Пантократор 3. Спас в силах 13. Николай Чудотворец. Покровитель путешествующих и моряков 5. Икона Божией Матери Одигитрия «Троеручница» 6. Икона Божией Матери Оранта 4. Спас Нерукотворный 7. Икона Божией Матери Умиление (Елеуса) «Почаевская» 9. Икона Божией Матери Одигитрия «Неопалимая купина» 11. Икона Божией Матери Знамение «Неупиваемая чаша» 12. Икона «Великомученик и целитель Пантелеймон» 8. Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» 10. Икона Божией Матери «Неуядаемый цвет» 14. Деисус

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

К звенигородскому чудотворцу п реподобному Савве Сторожевскому. Саввино- Сторожевксий монастырь Духовное краеведение Подмосковья Презентация к уроку № 18. Презентацию выполнила Учитель географии и краеведения МОУ СОШ № 11 г. Серпухова Кириллина Н.В.

Схема направлений железнодорожного сообщения Московского региона

Преподобный Савва Сторожевский. Икона. Савва Сторожевский (1327 – 1406) – ученик Сергия Радонежского

Древнее звенигородское городище Собор Успения Пресвятой Богородицы – с амый древний из всех с охранившихся в Подмосковье. XIV в.

Князь Юрий Долгорукий. Икона Памятник Савве Строжевскому

1 . Собор Рождества Пресвятой Богородицы 2. Дворец царя Алексея Михайловича, 1650-е гг., 1687 г. 3. Малый келейный корпус, 17 – 19 вв. 4. Большой братский корпус, 17 – 19 вв. 5. Царицыны палаты, 1650-е гг. 6. Троицкая церковь, 1652 г. 7. Трапезная церковь иконы Богоматери Казанская, 1807 г. 8. Колокольня-звонница, 1650-е гг. 9. Церковь Преображения Господня, 1650-е – 1693 гг. 10. Трапезная, 1652 – 1654 гг. 11. Казначейский корпус, 17 – 19 вв. 12. Стрелецкие палаты, 17 – 19 вв. Саввино - Сторожевский монастырь

Собор Рождества Пресвятой Богородицы – г лавное сооружение монастыря. Построен на средства Юрия Долгорукого. XV в.

Рождественский собор и дворец царя Алексея Михайловича Большой братский корпус

Колокольня и Троицкая церковь Царицыны палаты

Царь Алексей Михайлович Царь Михаил Фёдорович Елизавета Петровна Екатерина II Александр II Николай I Правительница России 1682 – 1689 гг. Софья Алексеевна

Звенигородский чин Апостол Павел Архангел Михаил Спаситель Иконы XV в. А. Рублёв

Рака с мощами преподобного Саввы Сторожевского

Война 1812 года под стенами Звенигорода Видение преподобного Саввы Сторожевского Евгению Богарне Чудо преподобного Саввы

Монастырь. Л.Л. Каменев. 1860-е г.г.

Вечерний звон. И.И. Левитан. 1886 г.

Мостик. И.И. Левитан. 1884 г. Саввинская Слобода. И.И. Левитан. 1884г

План самостоятельной работы: Личность Саввы Сторожевского (стр. 121) Жизненный и духовный пути Саввы Сторожевского (стр. 121) Основание Звенигорода. Топонимика (стр. 122) Рождение обители на реке Сторожке (стр. 121) План и архитектура Саввино-Строжевского монастыря (стр. 126) Святыни Саввино-Сторожевского монастыря Чудо преподобного Саввы (стр. 124, 125) Саввино-Сторожевский монастырь в русской культуре (стр. 126)

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Николо-Угрешский монастырь Духовное краеведение Подмосковья Презентация к уроку № 21. Презентацию выполнила Учитель географии и краеведения МОУ СОШ № 11 г. Серпухова Кириллина Н.В.

Монастырь расположен в г. Дзержинский Люберецкого района

Дмитрий Донской, князь Московский, внук Ивана Калиты (1350 – 1389 гг.) Памятник Дмитрию Донскому в Монастырщине

Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия перед походом на Куликово поле Прочитайте тескт учебника на стр. 146

Утро на Куликовом поле. А. Бубнов

Удар Засадного полка. В. Моторин, П. Попов

Николай Чудотворец. Икона Николай Чудотворец с избранными святыми. Новгород. XIII век.

Много великих и преславных чудес сотворил на земле и на море великий сей угодник. Он помогал сущим в бедах, спасал от потопления и выносил на сушу из глубины морской, освобождал из плена и приносил освобожденных домой, избавлял от уз и темницы, защищал от посечения мечом, освобождал от смерти и подавал многим различные исцеления, слепым – прозрение, хромым - хождение, глухим – слух, немым - дар слова. Он обогатил многих, бедствующих в убожестве и крайней нищете, подавал голодным пищу и всем являлся во всякой нужде готовым помощником, теплым заступником и скорым предстателем и защитником. И ныне он также помогает призывающим его и избавляет их от бед. Чудес его исчислить невозможно точно так же, как невозможно и описать все их подробно.

Сего великого чудотворца знает Восток и Запад, и во всех концах земли известны его чудотворения. Собор Святого Николая. Г. Нацца. Франция Памятник Николаю Чудотворцу в г. Дзержинский

Святитель Николай с житием. Список с иконы XV века, хранящейся в музее А. Рублёва. Москва Главная святыня монастыря – явленный к нязю Московскому Дмитрию образ Николая Чудотворца

Преподобный Пимен Угрешский – и гумен монастыря во второй половине X IX века Прочитайте о Пимене Угрешском. Текст учебника на стр. 147, абз. 2, 3

Общий вид монастыря Палестинская стена – монастырская ограда, напоминающая о событиях Нового Завета. Не имеет аналогов в мировой архитектуре. Воспринимается как д ревний Иерусалим – подобие града Небесного.

Никольский собор. Вновь построенный Спасо -Преображенский собор – а рхитектурно-художественный центр м онастыря.

Колокольня Усекновения Главы Иоанна Предтечи Никольская часовня. Построена в память в ыбора места для создания монастыря н а месте явления иконы Святителя Николая

Церковь Всех скорбящих радость

Храм Успения Пресвятой Богородицы

Архитектура Николо-Угрешского монастыря представляет большую ценность Как важный памятник духовной культуры, истории и архитектуры.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Серпуховский князь Владимир Храбрый. Монастыри Серпухова Духовное краеведение Подмосковья Презентация к урокам № 26, 27 . Презентацию выполнила Учитель географии и краеведения МОУ СОШ № 11 г. Серпухова Кириллина Н.В.

Краткая родословная Серпуховских князей Иван Калита Семён Иван Андрей Владимир Дмитрий Иван Семён Андрей большой Ярослав-Афанасий Фёдор Андрей меньшой Василий + Елена Ольгердовна

Родился Владимир - князь Серпуховский 15 мая 1353 года и правой рукой князей Московских. Своим полководческим и дипломатическим талантом Владимир возвеличил Москву, укрепил и расширил Серпухов. При нём был построен кремль, Владычный и Высоцкий монастыри. Он всегда был «верным слугой»

«Крест сей памятный установлен в лето 2000 о т Рождества Христова в год 620-летия победы русского в оинства на поле Куликовом в месте расположения Засадного полка Зелёной дубраве 21 сентября в день Рождества Пресвятой Богородицы»

Крест виден издалека с трассы Кимовск - Куркино

Храм Сергия Радонежского на Красном холме

На Красном холме была расположена ставка хана Мамая

Портрет Владимира Храброго в музее Куликова поля

Русские города, пославшие свои полки на Куликово поле

Памятник Дмитрию Донскому в с. Монастырщино

4 мая 1410 года Владимир Храбрый скончался в Москве на своём подворье. Ему шел 57-ой год. Доблестный защитник русских земель, славный герой Куликовской битвы, один из выдающихся личностей эпохи возрождения Руси, был погребён в Архангельском соборе Московского кремля, в усыпальнице представителей правящих династий Рюриковичей и Романовых. За гробом шло множество людей, оплакивая справедливого и любимого князя.

Памятник Владимиру Храброму в Серпухове

Город назван в честь Ярослава – сына Владимира Храброго (Малоярославец – Малый Ярославль)

Основание Высоцкого монастыря Серпуховский князь Владимир Храбрый п опросил Сергия Радонежского помочь в деле о снования монастыря. Первым настоятелем монастыря стал Афанасий Старший, п ришедший вместе с Сергием. Рака с мощами преподобного Афанасия Высоцкого Старшего Фреска в Покровской церкви Высоцкого монастыря

Монастырь основан в 1374 году

Основание Владычного монастыря Монастырь основан московским митрополитом Алексием. Об основании монастыря его просила Богородица, явившаяся ему в видении. Место для монастыря выбрал Варлаам - келейник Алексия. На это место указала Богородица

1. Собор Введения Пресвятой Богородицы во храм 2. Церковь св. Алексия, митрополита Московского 3. Церковь вмч. Георгия Победоносца 4. Церковь св. вмч. Феодота Анкирского (над Святыми вратами) 5. Св. источник « Неупиваемая чаша» 6. Сень над гробницей Варлаама Серпуховского 7. Трапезная 8. Келейный корпус 10. Настоятельский корпус 13. Башни и стены (XVI – XVII в.в.) 16. Северные врата 17. Башня ограды 18. Гостиница 9, 11, 12, 14, 15, 19 – монастырские постройки

Нара Серпейка Оба серпуховских монастыря и кремль, начиная с XIV века, составляли Оборонительный треугольник, или – « серпуховский замок», о который разбивались многочисленные полчища врагов. Высоцкий монастырь Владычный монастырь Соборная гора.

Итог урока Заполнить таблицу

Что ты знаешь о Владимире Храбром и Афанасии Старшем? Что ты знаешь об Афанасии Младшем и Варлааме Серпуховском? 3. Как Серпуховский князь Владимир был связан с Сергием Радонежским и Дмитрием Донским? 4 . Что такое «деисусный чин», «ризница» 5 . Как жизнь Владычного монастыря повлияла на изображения герба города Серпухова 6 . Значение Серпуховских монастырей в истории Московского государства 7. Когда появился герб Серпухова? Что символизируют рисунки на красном щите? Ответить на вопросы

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Церковнославянская азбука. Письменные источники христианской православной культуры Презентация к уроку № 13 Презентацию выполнила Учитель географии и краеведения МОУ СОШ № 11 г. Серпухова Кириллина Н.В. Духовное краеведение Подмосковья

Текст написан буквами церковнославянской азбуки

Церковнославянская азбука была составлена примерно в 862 году у чеными монахами – братьями Кириллом и Мефодием Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий

Родные братья Кирилл и Мефодий происходили из благочестивой семьи, жившей в греческом городе Фессалоники (Солуни) в Македонии. Они были дети воеводы, родом болгарского славянина.

Святой Мефодий был старшим из семи братьев. Сначала он служил в военном звании воеводой в княжестве Славиния. Пробыв в чине воеводы около 10 лет в славянских землях, Мефодий решил отречься от всего земного и ушел в монахи на гору Олимп, где принял монашество. Олимп Вифинский. Полуостров Малая Азия, Турция

Святой Константин (в монашестве Кирилл) был самым младшим ребенком в семье. Он получил блестящее образование при дворе византийского императора Михаила III в Константинополе, знал славянский, греческий, латинский, еврейский и арабский языки, в совершенстве постиг все науки своего времени. По окончании учения святой Константин принял сан иерея и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме святой Софии. Византийские скрипторы за работой

Братья с детства знали славянский язык. Перед поездкой а Моравию, куда их Направил император, они составили славянскую азбуку и перевели на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы, чтобы можно было совершать проповеди на родном языке жителей Моравии. Святые Кирилл и М ефодий создают славянскую азбуку. Миниатюра. XIII век.

Буквы славянской а збуки составлены на основе треугольника (символ Святой Троицы), к реста (символ Крестных мук Спасителя), круга (символа Царствия Божиего). На стр. 92 учебника прочитайте о букве «Ж». Узнай из учебника, что такое титло и зачем использовалась б уква «ер». (сир. 91). А збука состояла из 38 букв. Для ее составления использовались греческие буквы. Н едостающие буквы для отображения звуков славянского языка были взяты из армянской, еврейской, коптской азбук. Кирилл и Мефодий за четыре с половиной года перевели на славянский язык Священное писание.

Создание первых русских книг Первые книги писали на пергаменте и б огато украшали

Монастыри стали центрами просвещения и книжности. Авторы первых книг: Киевский митрополит Иларион («Слово о законе и благодати») Игумен Киево-Печерского монастыря преп. Феодосий Печерский Монах Киево-Печерского монастыря преп. Нестор Летописец («Предания веков») Древнейший памятник славянской письменности – Остромирово Евангелие (1056 – 1057гг.)

Древнейший почерк рукописных книг называется уставом. Знаешь ли ты, когда на Руси появилось книгопечатание и кто был первым, использовавшим для печати книг станок? Когда появилась современная азбука? Какие буквы старославянской азбуки не вошли в современную азбуку?

Богослужения на славянском языке вызывали злобу немецких епископов, и они начали преследование Кирилла и Мефодия. Святой Константин отвечал им: "Вы признаёте лишь три языка, достойных того, чтобы славить на них Бога. Но Давид вопиет: Пойте Господеви вся земля, хвалите Господа вси языци, всякое дыхание да хвалит Господа! И в Святом Евангелии сказано: Шедше научите вся языки.." Памятник святым равноапостольным Кириллу и Мефодию в Коломне

К игумену земли русской Сергию Радонежскому в Троице-Сергиеву лавру Духовное краеведение Подмосковья Презентация к уроку № 15, 16. Презентацию выполнила Учитель географии и краеведения МОУ СОШ № 11 г. Серпухова Кириллина Н.В.

Свято-Тро́ицкая Се́ргиева Ла́вра - крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России, расположенный в центре города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре ́.

Ставропи́гия (греч.«водружение креста») - статус, присваиваемый православным монастырям, лаврам и братствам, а также соборам и духовным школам, делающий их независимыми от местной епархиальной власти и подчинёнными непосредственно патриарху или синоду. Буквальный перевод « водружение креста» указывает на то, что в ставропигиальных монастырях крест в одружался патриархами собственноручно.

М.В. Нестеров. Юность Преподобного Сергия

Основание лавры

М.В. Нестеров Труды Преподобного Сергия Радонежского

Лисснер Э.Э. Троице-Сергиева лавра

Икона. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского перед Куликовской битвой

В. Верещагин. Осада Троице-Сергиевой лавры

Осада лавры продолжалась с 3 октября 1608 года по 22 января 1610 года польско-литовскими войсками, приглашенными Лжедмитрием II

С.Д. Милорадович. 1894 г. Оборона Троице-Сергиевой лавры

Троицкий собор Церковь Сергия Радонежского

Рака с мощами преподобного Сергия Радонежского в Троицком соборе, в ыполненная русскими чеканщиками по заказу Ивана Грозного

Никоновский придел и Серапионова палатка

Михеевская церковь. Храм построен в 1734 г. над гробом ученика и келейника преподобного Сергия Радонежского, он располагается у северо-западного входа в Трапезный храм. Престол церкви освящен в честь явления Божией Матери преподобному Сергию, свидетелем которого был преподобный Михей.

Храм построен в стиле барокко. Сферический свод столпа Знаменской церкви закрыт восемью шипастыми дугами металлической золоченой короны

В плане церковь представляет собой центрическое сооружение: равноконечный крест с закругленными лопастями

Около западных дверей помещены фигуры двух святителей: Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Весь храм обильно украшен круглой белокаменной скульптурой

Интерьер Дубровицкого храма также имеет обильное скульптурное убранство. Самой крупной скульптурной композицией в интерьере церкви является «Распятие»

Ни один другой подмосковный храм не является столь загадочным, как этот. Нам доподлинно неизвестны ни автор этого шедевра, ни мастера, трудившиеся здесь.

Храм Зачатия святой благоверной Анны Расположен в г. Чехов в месте пересечения улицы Пушкина с Московским шоссе

Храм расположен в усадьбе Васильчиковых. Усадьба связана с четырьмя известными русскими фамилиями Ланских, Васильчиковых, Пушкиных, Гончаровых.

Образ Зачатия святой благоверной Анны. Храм был освящён в 1694 году

Рядом с церковью сохранились надгробия потомков А. С. Пушкина, в том числе его сына Александра

В усадьбе, помимо церкви имелись каменный дом, два деревянных барских дома, а парк с прудами был украшен малыми архитектурными формами.

В усадьбе Зачатьевское - Лопасня

Барский дом

Где расположена церковь Знамения Пресвятой Богородицы? Кто присутствовал на освящении Знаменской церкви? В чём особенность Знаменской церкви? Где расположена церковь Зачатия святой благоверной Анны? С какими известными тебе именами связана усадьба, на территории которой расположена Зачатьевская церковь? Кто похоронен на церковном кладбище?

Троицкий собор Построен в 1696 году на средства архимандрита Спасо-Андрониевского монастыря Феодосия, бывшего до поступления в монашество священником в этом соборе.

Ц ерковь Успения Пресвятой Богородицы Первоначально построена на средства прихожан в 1744 году. Перестроена в 1854 году на средства потомственного почетного гражданина Николая Максимовича Коншина. Приделы во имя Иоанна Богослова; во имя иконы « Всех скорбящих Радости »; Св. Николая Святоши.

Церковь св. Илии Пророка Построена в 1748 году. Придел во имя св. великомуч. Екатерины.

Троицкая ц ерковь Построена неизвестно кем и когда. Приделы во имя св. Василия Блаженного и во имя Боголюбской иконы Божией Матери

Храм Николая Чудотворца

Храм Всех Святых Построена в 1870 году на средства Серпуховского городского Общества. Приделы во имя иконы « Взыскания Погибших» Божией Матери и во имя св. Никиты мученика

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Язык древнерусского искусства. Символы христианской п равославной культуры Духовное краеведение Подмосковья Презентация к уроку № 9 . Презентацию выполнила Учитель географии и краеведения МОУ СОШ № 11 г. Серпухова Кириллина Н.В.

Чтобы понять смысл произведений православного искусства, надо знать язык её образов и символов. Символы условно передают содержание основных положений (догм ά тов) христианской религии. Христианский символ – условное обозначение духовных р еальностей христианской веры.

Основные символы христианской культуры Крест. Напоминает о распятии Христа, Его Крестной Жертве, п ринесённой для спасения людей. Орудие смерти стало для христиан символом будущего воскресения и вечной жизни. Крест, установленный на могиле, обозначает упование христиан н а вечную жизнь в Царствии небесном. Крест над мощами п реп. Варлаама. Введенский Владычный м онастырь. Г. Серпухов

Они горят! Горят над куполами, В шатре лазоревом ликующих небес, Глася торжественно победными лучами О дивной ясности Божественных чудес. И пусть хулят их наглыми устами Враги заклятые духовной красоты – Они горят, горят над куполами Далёкие, чудесные кресты! (С.С. Бехтеев)

Количество куполов над храмом Одна глава символизирует Единого Бога. Три купола - Святую Троицу. Пять куполов - Христос и четыре евангелиста Семь глав - семь таинств Церкви. Девять куполов - по числу ангельских чинов. Тринадцать - Христос и двенадцать апостолов. Число глав может доходить до тридцати трех - по числу лет земной жизни Спасителя. Казанская церковь в с. Лихачево Московской обл.

Форма куполов над храмом Шлемовидная форма напоминает о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы. Форма луковицы - символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы - свет миру". Замысловата я форма и яркая раскраска куполов на храме Василия Блаженного говорит о красоте Небесного Иерусалима.

Цвет куполов над храмом Золото - символ небесной славы. Золотые купола бывают у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам. Синие купола со звездами венчают храмы, посвященные Богородице. Звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии. Зеленые купола имеют Троицкие храмы, потому что зеленый - цвет Святого Духа. Зелеными или серебряными куполами увенчаны также храмы, посвященные святым.

Воздв ѝ жение Креста Господня. Праздник Воздвижение Креста отмечается 14 сентября в память об обретении Креста Господня на месте казни Христа. Крест искали по решению матери первого христианского императора Константина царицы Елены. Сам же Константин сумел победить в одном из сражений, благодаря хоругви с изображением креста с надписью «Сим побеждай», увиденного им в небе.

Почитание креста отражено во многих проявлениях православной культуры: - крест на куполе храма; к рест на могиле христианина; р аспятие в храме; и конописный тип «Поклонение Животворящему Кресту Господню» о священие храмов в честь Воздвижения Креста Господня Храмы Подмосковья, освящённые в честь Воздвижения Креста Господня: Домодедовский район, сёла Сокольниково, Акулово Истринский район, сёла Дарна, Юсупово

2. Христианский храм. Символизирует вселенную: Мир земной и Мир небесный 3. Иконы. Изобразительными средствами рассказывают о с одержании христианской веры, одним из центральных п оложений которой является триединство Бога. 4. Голубь. Символ Святого духа. 5. Круг. Символ Царствия Божиего.

6 . Рыба. Символическое изображение Христа. Один из ранних символов христианства. На раскопках древнего храма. Израиль

7 . Нимб – (облако, туча) -сияющий круг или крест вокруг головы – символ принадлежности изображаемого к Горнему миру, святость. Нимб стали изображать на иконах с I V века. Святой Савва. Икона Святая Матрона Московская. Икона

8 . Красотой храмовой архитектуры, украшений, икон, церковных песнопений, к олокольного звона религиозная культура прославляет Бога, которого в д ревние времена христиане называли Любовь, Доброта, Красота. Красота церковного искусства является символом красоты Небесного мира.

В источниках христианской духовной культуры говориться, что Богу угодно Его почитание (жертва Богу) человеком. « Жертва Богу – дух сокрушен» – пел пророк Давид. Почитание Бога – принесение своего смирения Богу чистой от недобрых чувств душой. Сокрушенное – значит опечаленное своими недобрыми словами, м ыслями, делами.

Вариант 1 1.Зачем надо знать язык образов и символов православного искусства? 2. Символами чего являются в православной культуре изображения к реста и голубя? Вариант 2 Как религиозная культура прославляет Бога? 2. Символами чего являются в православной культуре изображения рыбы и нимба? Вариант 3 О чём рассказывают иконы в храме? Как христианин должен приносить жертву Богу?

Ангельские чины Серафимы Херувимы Окружают Бога в вечном поклонении Престолы 2. Господства Силы Правят звёздами и элементами Власти 3. Начальства Архангелы Защищают земные царства Ангелы Таинства церкви Крещения, Брака, Миропомазания, Соборования, Причащения (Евхористия), Священства, Покаяния


Презентация по основам Православной Культуры на тему: «Христианство». Подготовила Педагог дополнительного образования МОУ СОШ 44 Минеева Е. Е. Муниципальное Общеобразовательное Учреждение Средняя Образовательная Школа 44 Муниципального образования Северский район


История появления христианства. Христианство (от греч. Χριστός «помазанник», «мессия») монотеистическая религия. входит в число трёх мировых религий. Христианство зародилось на Востоке Римской империи (территории современного Израиля) в I веке н.э. Основателем считается Иисус Христос. В настоящее время христианство является одной из самых распространенных религий мира - её исповедуют более четверти человечества. Христианство занимает первое место в мире по географической распространённости, т.е. почти в каждой стране мира есть хоть одна христианская община.


Возникновение христианства. Христианство зародилось в I веке на иудейских землях в контексте мессианских движений иудаизма. Уже во времена Нерона христианство было известно во многих провинциях Римской империи. Корни христианского вероучения связаны с иудаизмом и учением Ветхого Завета (в иудаизме - Танах). Согласно евангелиям и церковному преданию, Иисус (Иешуа) воспитывался как иудей, соблюдал Тору, посещал синагогу в субботу, соблюдал праздники. Апостолы и другие первые последователи Иисуса были евреи. Но уже через несколько лет после основания церкви христианство начало проповедоваться среди других народов.


Христианство это Истина, мудрость, мировоззрение, жизнь и деятельность человека основанная на человеколюбии, системном и комплексном взгляде на жизнь и мир, и согласованная с природой человека, обществом и вообще со всей природой. («Системном и комплексном» в отношении человеческого поведения значит что захватывает все и вся; теперешнее время, будущее, а также и загробную жизнь). Христианство дает человеку реальное руководство для жизни: кем быть, как себя вести, что делать, как говорить и даже думать для того чтобы жизнь была успешной и плодотворной. Это руководство проверенное веками, правильное для нашего времени, было правильно в прошлом и будет правильно в будущем. Что самое главное это то что это учение от Самого Господа.





Католицизм или католичество (от греч. καθολικός всемирный; впервые по отношению к церкви термин «η Καθολικη Εκκλησία» применён около 110 г. в письме святого Игнатия к жителям Смирны и закреплён в Никейском символе веры) крупнейшая по числу прихожан (более 1 млрд) ветвь христианства, сформировалась в I тысячелетии на территории Западной Римской империи. Окончательный разрыв с восточным православием произошёл в 1054.


Православие (калька с греч. ρθοδοξία буквально «правильное суждение» или «правильное учение») религиозный термин, который может использоваться в 4-х близких, но отчётливо различных значениях: 1. Исторически, а также в богословской литературе, иногда в выражении «православие Иисуса Христа», обозначает апробированное вселенской Церковью учение в противоположность ереси. Термин вошёл в употребление в конце IV и в доктринальных документах часто употреблялся как синоним термина «кафолический» (греч. καθολικός). 2. В современном широком словоупотреблении обозначает направление в христианстве, оформившееся на востоке Римской империи в течение первого тысячелетия н. э. под водительством и при заглавной роли кафедры епископа Константинополя Нового Рима, которое исповедует Никео-Цареградский символ веры и признаёт постановления 7-и Вселенских Соборов. 3. Совокупность учений и духовных практик, которые содержит Православная Церковь. Под последней понимается сообщество автокефальных поместных Церквей, имеющих между собой евхаристическое общение (лат. Communicatio in sacris). 4. В современном русском просторечии употребляется применительно к чему-либо, относящемуся к этнокультурной традиции, связанной с Русской православной церковью.


Протестантизм (от лат. protestans, род. п. protestantis публично доказывающий) одно из трёх, наряду с католичеством и православием, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность многочисленных и самостоятельных Церквей и деноминаций, связанных своим происхождением с Реформацией широким антикатолическим движением XVI века в Европе. Для протестантизма характерно крайнее разнообразие внешних форм и практик от церкви к церкви и от деноминации к деноминации. По этой причине протестантизм, как таковой, можно описать только в общих чертах.


Христианство учит образу жизни при котором выявляются лучшие стороны человека и общества. Таким образом он достигает вершину своего духовного, душевного и физического развития. Христианство есть полная и законченная философская система. Она не надуманная, а это есть Истина о человеке, обществе, мире и о Самом Господе Боге. Можно сказать что христианское учение «естественно» для человека. Одним отцом Церкви так и сказано что «Душа по своей природе христианка». Отклонение от христианских начал в жизни ведет к внутренним и внешним противоречиям и приводит человека и общество в конце концов в кризисное состояние, тупик и развал. Даже отрицательные группы -- скажем разбойничьи шайки -- могут работать вместе только если они придерживаются хотя бы каких то христианских истин -- скажем у них должна быть какая то взаимопомощь и дружба. Если этого нет, то их шайка разваливается. Христианству не подходит слово «религия» так как это ее приравнивает к другим религиям, включая религию людоедов. Это скорей не религия, а истина о человеке, обществе, жизни, о том как жить, к чему стремиться и что важно в жизни, а что нет. Поэтому христианство призывает человека согласовать свое поведение с христианским учением. Иисус Христос это сказал в конце Нагорной Проповеди в притче о «Благоразумном домостроителе»


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Отцы - пустынники и жёны непорочны,Чтоб сердцем возлететь во области заочно,Чтоб укреплять его средь дольных бурь и битв,Сложили множество божественных молитв.Но ни одна из них меня не умиляет,Как та, которую священник повторяетВо дни печальные Великого поста;Всех чаще мне она приходит на устаИ падшего крепит неведомою силой:Владыко дней моих! дух праздности унылой,Любоначалия, змеи сокрытой сей,И празднословия не дай душе моей.Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,Да брат мой от меня не примет осужденья,И дух смирения, терпения, любвиИ целомудрия мне в сердце оживи. А. С. Пушкин (1799-1837гг.) Иисус Христос не разрабатывал религиозно – философских теорий, не создавал учений и не оставлял после Себя никаких записей. Всё, что мы знаем о Спасителе, было записано и передано очевидцами.Сама жизнь, крестная смерть и воскресение Его были выполнением Божественной Воли и служением людям. И проповедями, и делами Он нёс Благую весть о Царствии Небесном, которое есть «не от мира сего», а касается душевного, внутреннего устроения человека.Христос был не просто проповедником, но образцом иного бытия: Божественного в человеческом, бытия человека в действенной любви к ближнему и в служении ему. Христос не приобретал ничего для Себя и ничего не имел, вся жизнь Его была отдана людям: Он исцелял болезни и немощи, воскрешал мёртвых, утешал, наставлял, принял страдания и смерть за грехи человеческие – и воскрес. В этом заключается Его миссия и Его учение.Христос есть Любовь. Жить в Любви – это есть путь, заповеданный Спасителем мира. Это и есть Истина, ибо Любовь имеет Божественное происхождение и является источником жизни и земной, и вечной.«Я есмь путь и истина и Жизнь» (Ин. 14:6) Кого и как учит любить Спаситель, какой Любовью может спастись мир? Об этом говорится в Евангелии (Мф. 22:37 – 40) «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». В этом суть спасения, дарованного людям: через покаяние обретение любви к Богу и ближнему – обретение бессмертия, то есть жизни вечной. Судьба всего человечества также зависит от любви друг к другу: какими бы строгими ни были законы и договоры, принимаемые и заключаемые людьми, они очень мало защищают от обмана и насилия, если в сердцах человеческих нет места искренней любви и сострадания. Только любовь, сострадание и уважение друг к другу могут стать спасением от зла, лжи и насилия. Чтобы действительно исполнять и нравственные, и юридические законы, необходима любовь к Всевышнему и окружающим людям. Люди, не имеющие такой любви, не в состоянии уживаться с общественными законами человеческого общежития. «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить»(Мф. 5:17)Если следовать христианскому учению, то можно сделать следующий вывод (опираясь на христианское вероучение)Всеблагий Господь уважает свободу воли каждого и не может пребывать в нечистом сердце. Поэтому против воли человека и в нераскаянную душу Божественная Любовь не входит. В каждом древе распятый Господь, В каждом колосе тело Христово,И молитвы пречистое словоИсцеляет болящую плоть. А.А. Ахматова 1946г.


Приложенные файлы

Храм. Православная культура. Православная молитва. Православный храм. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Основы православной культуры. Храм Василия Блаженного. Православные храмы. Никольский храм. Храм Гроба Господня. Храмы России. Раскол в Русской Православной Церкви. Введения во храм Пресвятой Богородицы. Русские храмы. Дорога к Храму.

Христианский храм. Храм Победы. Устройство православного храма. Возрождение храмов. Русский православный храм. Православный храм Иконостас. Христианский труд. Тема: Православный храм. Православный храм I часть. Праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы. Нравственные основы православной культуры. Модуль: основы православной культуры.

О россии петь-что стремиться в храм. Архитектура русских храмов. Древний деревянный храм. Знаменитые храмы России. Православные храмы нашего края. Модуль "Основы православной культуры". Храм Петра и Павла в Прохоровке. Великие храмы РОССИИ. Храмы города Саратова. Христианское учение о спасении. Храмы родного края.

Самые знаменитые храмы мира. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны. Православные храмы Нижнего Новгорода. Основы Православной культуры и технология. Человек и Бог в православной культуре. Методика преподавания «Основ православной культуры». Купола и главы храмов. Я поклонюсь всем храмам до земли….

1. Храм Артемиды в Эфесе. История храма: от прошлого к настоящему. Архитектура современных православных храмов. Воскресная школа при храме «Всех скорбящих Радость». О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви. Основы православной культуры: «Христианин в труде».

Слайд 1

Икона в православной культуре
Презентация по предмету «Основы православной культуры» Составители: Т.О. Ерицян Н.А. Гегамян Т.Б. Рогова С.И. Степанян М.И. Багдасарьян Л.Н. Кукота

Слайд 2

Дорог мне, перед иконой В светлой ризе золотой, Этот ярый воск, Возжженный чьей неведомо рукой. Знаю я – свеча пылает, Клир торжественно поет: Чье-то горе утихает, Кто-то слезы тихо льет, Это – светлое мгновенье В диком мраке и глуши, Память слез и умиленья В вечность глянувшей души... А.Майков

Слайд 3

Икона – это удивительное, совершенно уникальное явление в мировой человеческой культуре. Различные изображения Христа, Богородицы и святых мы можем встретить и в католических и в протестантских храмах, но иконы в том смысле, какой она приобрела в православной культуре, нет больше нигде. Икона – это один из главных символов православного искусства.

Слайд 4

Икона является неотъемлемой частью православной традиции. На Руси повелось издавна: рождался человек или умирал, вступал в брак или начинал какое-то важное дело – его сопровождал иконописный образ. Вся история России проходит под знаком иконы, многие чудотворные и прославленные иконы были свидетелями и участниками важнейших исторических перемен в судьбе страны.

Слайд 5

Слово «икона» имеет греческое происхождение и буквально означает «образ». Поэтому на Руси иконы часто называли образáми. Икона – писанная молитва в православии. Её содержание составляют не исторические эпохи и не богатство душевной жизни человека, а единение человека с Богом.

Слайд 6

Без православных икон невозможно представить православный храм. Ряд икон, отгораживающий (соединяющий) алтарь от центральной части храма – это иконостас. В центре иконостаса находятся двери, которые называются Царские врата (ворота). Справа от Царских врат всегда икона Христа. Слева – всегда икона Марии, Божией Матери…

Слайд 7

Икона помогает верующему в молитве и является как бы «окном» в духовный мир, «проводником» к Богу. Благодаря иконе и молитве православный человек может обратиться к Нему, духовно с Ним соединиться. Поэтому верующие бережно относятся к иконам, почитают их, выражая этим свои чувства к Богу, к Богородице, к святым людям, которые по учению Церкви все живы в духовном мире, с ними можно общаться, обращаясь к ним в молитве.

Слайд 8

Всякое недостойное обращение с иконой считалось святотатством (оскорблением религиозной святыни). Входящий в дом, прежде всего, кланялся иконам, а потом уже здоровался с хозяевами. С древнейших времен почти каждый крупный город или монастырь имел свою, особо чтимую чудотворную икону Пресвятой Богородицы, которую считал своей славой и утверждением.

Слайд 9

Живописная икона заметно отличается от картины. Это потому, что задача иконы – показать сокровенный мир души святого человека (в том числе и Богочеловека Христа). Икона – это не обычная картина. Известный историк и искусствовед Николай Михайлович Тарабукин в одной из своих книг написал: «Смысл иконы таинственен …смысл иконы – чудотворение».
Тайная вечеря
Картина Леонардо да Винчи
Икона

Слайд 10

Портрет и икона замечательного русского флотоводца, адмирала Федора Федоровича Ушакова.

Слайд 11

На иконе, в отличие от картины, нет заднего плана и горизонта. Когда смотришь на яркий источник света (солнце или прожектор), то теряется ощущение пространства и глубины. Икона светит нам в глаза, и в этом свете всякая земная даль становится невидимой.

Слайд 12

Свет является главным в иконе. В Евангелии Свет – одно из имен Бога и одно из Его проявлений. Золотой фон иконы иконописцы называют «свет». Это символ бесконечного божественного Света.

Слайд 13

Голову святого окружает золотой круг. Святой как бы и наполняется светом и сам же, напитавшись им, излучает его. Это нимб (ореол) – знак Божией благодати, которая пронизала жизнь и мысль святого и вдохновила его любовь. Этот нимб часто выходит за края иконного пространства. Это не потому, что художник ошибся и не рассчитал размеров своего рисунка. Это означает, что свет иконы струится в наш мир.
Архангел Михаил

Слайд 14

Одна из сложностей в развитии христианской живописи состояла в том, что надо было дать ответ на непростой вопрос: как вообще можно писать иконы, если сама Библия подчеркивает, что Бог невидим.

Слайд 15

Икона стала возможна потому, что вслед за Ветхим Заветом пришел Новый Завет. Евангелие говорит, что Бог, который оставался невидим в ветхозаветные времена, затем Сам родился как человек. Апостолы воочию видели Христа. А то, что видно, можно изобразить.

Слайд 16

Иконописцем мог быть только человек, имеющий особый дар от Бога. Всю свою жизнь он должен был нести непрестанный подвиг молитвы, стремиться к нравственному совершенству. Иконописцы в Древней Руси были почти исключительно иноками (монахами).

Слайд 17

Первым иконописцем был евангелист Лука, а первым русским иконописцем Алимпий Печёрский. Иконы известных иконописцев Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия, Симона Ушакова и тысяч безымянных мастеров входят в сокровищницу мирового духовного искусства, но, прежде всего, являются достоянием русского народа.

Слайд 18

Иконописцы изображают на иконах Пресвятую Троицу, Иисуса Христа, Божию Матерь, ангелов, святых, заслуживших своей праведной жизнью почитания и после смерти, а также события из Ветхозаветной и Новозаветной Священной Истории, которые отмечаются Православной Церковью как праздники. Самые распространенные и известные – это иконы Иисуса Христа и Богородицы.

Слайд 19

«Троица» преподобного Андрея Рублева (ок. 1414 г.) признана вершиной русской иконописи и является одним из наиболее известных шедевров мирового христианского искусства.

Слайд 20

Икона Преподобного Сергия Радонежского
Икона Святого Николая Чудотворца

Слайд 21

Икона Святого Александра Невского
Икона Блаженной Матроны Московской

Слайд 22

Первая икона Иисуса Христа имеет чудесное, сверхъестественное происхождение. По преданию она появилась ещё при жизни Иисуса Христа. Это «Спас Нерукотворный» (или «Спас на убрусе») (убрус – кусок полотна, на котором, как гласит древнее церковное предание, отпечатлелся Образ (Лик) Иисуса Христа).
Икона Спас Нерукотворный (VI в.) из храма Сан-Сильвестро ин Капите в Ватикане считается одним из ближайших списков с легендарного «оригинального» Нерукотворного Образа Христа

Слайд 23

Слайд 24

Над входом в северную галерею Благовещенского собора Кремля находится образ «Спаса Нерукотворного» – фреска, созданная, предположительно, Симоном Ушаковым в 1661 году.

Слайд 25

На основе этого первого изображения Господа Иисуса Христа впоследствии сложилась иконография Иисуса Христа, принятая в Церкви. Первые дошедшие до нас изображения Христа относятся ко второму веку после Рождества Христова.

Слайд 26

Особое место в душе православного христианина занимает Божия Матерь – наша Заступница, Покровительница и Утешительница, выбравшая православную Русь в качестве Своего избранного удела.
Икона Богородицы Умиление

Слайд 27

С самых первых веков принятия христианства русский народ проникся глубокой любовью и почитанием Богоматери. Одна из первых церквей, построенная в Киеве ещё при князе Владимире, была посвящена Богородице. В 12 веке в русский церковный календарь был введён новый праздник – Покров Пресвятой Богородицы. Этот праздник свидетельствовал о том, что православные верят в покровительство Божьей Матери русской земле.

 

Возможно, будет полезно почитать: