Философия жизни Платона Каратаева. Платон Каратаев в романе “Война и мир”: образ и характеристика, описание портрета Философия Платона Каратаева

«Война и мир» - обширное историческое полотно, созданное великим русским писателем Л. Н. Толстым. Главным героем выступает народ. Сам Лев Николаевич Толстой пишет об этом в своих дневниках: «Чтоб произведение было хорошо, надо любить в нем главную, основную мысль. Так... в «Войне и мире» я любил мысль народную». По мнению Льва Николаевича, именно народные массы творят историю, а не командование армией и не генералы.

«Войны и мира» о «большинстве... читателей», «которые, дойдя до исторических и тем более философских рассуждений, скажут: «Ну, и опять. Вот скука-то», посмотрят, где кончаются рассуждения, и, перевернув страницы, будут продолжать дальше», заключал: «Этот род читателей самый дорогой мне читатель... от их суждений зависит успех книги, и их суждения безапелляционны... Это читатели художественные, те, суд которых дороже мне всех. Они между строками, не рассуждая, прочтут все то, что я писал в рассуждениях и чего бы и не писал, если бы все читатели были такие». И сразу же, вроде бы вполне неожиданно продолжил: «... Если бы не было... рассуждений, не было бы и описаний».

Платон Каратаев впервые появляется только в IV томе романа, и, хотя автор посвящает ему сравнительно небольшое количество страниц, этот образ является очень значимым и запоминающимся.

определенной жизненной философии, которая, несомненно, импонирует автору. Как бы ни был идеален Платон Каратаев в изображении Толстого, в нем есть правда реального, он выражает собой народный тип, являясь «частицей народной жизни». Пьеру он кажется олицетворением духа простоты и правды, и помогает ему обрести новое, более высокое, чем прежде, нравственное сознание.

«торжественное благообразие» и внешний облик его соответствует душевному: все у него было «круглое», и голос его, и манера говорить с «нежно-певучею лаской», и самый характер его речей, полных раздумий о жизни, о людях. Этот «круглый» солдатик Апшеронского полка мыслил вечными афоризмами: «Не нашим умом, а божьим судом», «Рок головы ищет», «Час терпеть, а век жить», «Где суд, там и неправда», «От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся». В пословицах Каратаева - веками слагавшаяся философия терпения и покорности судьбе, отголоски крестьянского протеста против несправедливого устройства жизни. Платон был не из тех людей, который вмешивается в жизнь других. Я Он скорее готов «безвинно напрасно пострадать». Самое существенное в характере Платона Каратаева - верность и неизменность. Верность своей единственной и постоянной душевной правде. У Платона нет личных интересов, склонностей, привязанностей. Отдельная человеческая личность, в том числе и его собственная, лишена для него значения:«.. . жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал». Он и на вопрос: «бы кто же, солдат?» - отвечает во множественном числе: «Солдаты Апшеронского полка», и фамилию свою называет так: «Каратаевы прозвище...»

Платон Каратаев был воспитан на христианской вере, а она призывает нас к терпению и послушанию, жить «не нашим умом, а божьим судом». Он никогда не испытывал к людям зла и обиды.

В стихотворении Пастернака «Гефсиманский сад» Христос говорит всему человечеству: «... Ты видишь, ход веков подобен притче И может загореться на ходу. Во имя страшного ее величья Я в добровольных муках в гроб сойду.

«Наконец, явился Петр...»

«Москва - она всем городам мать». Россия для Каратаева - это родная мать, и за ее он был готов умереть. Платон - был патриотом. Возможно, Каратаев кому-то видится слабым воином, т. к. настоящий воин должен наводить ужас на врага, как Тихон Щербатый. Платон как человек - личность, он очень сильный и мужественный. Как сказал о народе в романе Кутузов: «Чудесный, бесподобный народ!»

После знакомства с Каратаевым Пьер изменил свое мнение к жизни, он стал относиться ко всему по-другому. Платон для Пьера стал идеалом, примером для подражания.

Не каждый может согласиться с жизненными принципами Платона Каратаева. Он считал, что не всегда нужно беспрекословно покоряться судьбе, быть рабом своих жизненных обстоятельств. Пьеру всегда было наиболее близко в образе Платона Каратаева - это его любовь к жизни, к миру, ко всему человеческому. У него всегда была философия христианская. Платону по жизни помогала религия, а она помогает жить любому человеку, в каких бы тяжелых условиях он не оказался, какие бы серьезные испытания не выпали ему. Это народная мудрость, сформированная веками.

«Но жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал». В душе у Платона та же боль за отчизну, что и у всех русских людей: «Как не скучать, соколик. Москва, она городам мать! Как не скучать на это смотреть». Есть в нем и вера в гибель нашествия.

Но Каратаева, с его лаской и добротой ко всем людям, трудно представить сражающимся. Его любовь не обернется ненавистью к врагу, так необходимой в сражении.

Отношение Толстого к Платону Каратаеву неоднозначно. Писатель с нескрываемой симпатией рисует в образе Каратаева черты русского крестьянина, представляет в романе не пассивный, а борющийся народ. «... Благо тому народу, который в минуты испытания, не спрашивал о том, как по правилам поступали, другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит его до тех пор, пока в душе его чувства оскорбления и мести не заменятся презрением и жалостью».

С Платоном Каратаевым, солдатом Апшеронского полка, Пьер Безухов встречается в самый тяжелый момент своей жизни. Только что, избежав казни, он смотрел, как убивают других людей, и мир «превратился для Пьера в кучу бессмысленного сора». «В нем уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую и в свою душу и в Бога». Помогает герою выйти из этого кризиса «Платоша». Мало того, после знакомства с Платоном, после долгого общения с ним в плену Пьер навсегда обретает новое понимание вещей, уверенность, внутреннюю свободу. Герой приобщается к народному началу, к народной мудрости, воплощенной в Каратаеве. Недаром назвал писатель этого народного философа Платоном. И в эпилоге романа, по прошествии многих лет, Пьер Безухов будет проверять свои мысли, поступки, соотнося их с философией Каратаева. Так что же это за образ - Платон Каратаев?

Автор прежде всего показывает его «круглые, спорые движения», в которых было «что-то приятное, успокоительное». Это солдат, участвовавший во многих походах, но в плену «он отбросил от себя все... чуждое, солдатское» и «возвратился к крестьянскому, народному складу». Автор подчеркивает «круглое» начало во внешности героя: «...даже руки он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то». Довершают обаятельный внешний облик «большие карие нежные глаза» и «приятная улыбка». В первых же словах, обращенных к Пьеру, звучат «ласка и простота». «А много вы нужды увидали, барин? А?.. Э, соколик, не тужи...» Речь Платоши - певучая, пронизанная народными пословицами, присказками. Он говорит как бы не только от себя, но выражая мудрость народа: «Час терпеть, а век жить», «Где суд, там и неправда», «От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся», «На болезнь плакаться - Бог смерти не даст» и т.д. Самые заветные свои мысли он высказывает в повествовании о купце, который невинно пострадал, оклеветанный и приговоренный к каторге за чужое преступление. Через много лет он встречается с истинным убийцей, и в том пробуждается раскаянье. Глубокая христианская идея жизни по совести, смирения и веры в высшую справедливость, которая непременно восторжествует, - вот существо каратаевской, а значит, и народной философии. Именно поэтому Пьер, приобщившись к этому мировоззрению, начинает жить по-новому.

Главная мысль романа «Война и мир» - это мысль о единении людей доброй воли. И Платон Каратаев показан как человек, способный раствориться в общем деле, в мире. Для Толстого это душа патриархального мира, он представляет собою психологию и мысли всех простых людей. Они не раздумывают о смысле жизни, как Пьер и Андрей, они просто живут, их не пугает мысль о смерти, ибо они знают, что их «существованием распоряжается не простой произвол», а справедливая высшая сила. «Жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь». «Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал». Вот то ощущение, к которому с таким трудом идут дворяне Толстого.

Суть натуры Каратаева - это любовь. Но также особенная - это не личное чувство привязанности к каким-то конкретным людям, ко всему вообще в мире: он любил товарищей, французов, любил Пьера, он любил всех животных.

Итак, образ Платона Каратаева символичен. Шар, в представлении древних, - символ завершенности, совершенства. И Платон «навсегда остался для Пьера непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды». Но в жизни совмещаются, имеют место множество типов людей. Одного сознания мало и для развитого человека, необходимо и непосредственное чувство. Толстой в своем романе показывает, как эти два начала дополняют друг друга: «Каждая личность носит в самой себе свои цели, и между тем носит их для того, чтобы служить недоступным для человека целям общим». И, только ощущая себя причастным к общей «роевой» жизни, человек может выполнять свои личные задачи, жить подлинной жизнью, в гармонии с самим собой и с миром. Именно это открылось Пьеру в общении с Каратаевым.

Философия жизни Платона Каратаева. Платон Каратаев - русский солдат, с которым Пьер знакомится в плену и который полностью пере­ворачивает жизненные представления графа Безухова. Автор показывает нам этого героя глазами Безухова.

Л. Н. Толстой дает такое описание Каратаева: «Вся фигура Платона… была круглая, голова… спи­на, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза бы­ли круглые». Каратаеву было около пятидесяти лет, но для своего возраста он выглядел очень хорошо.

Каратаев был очень силен физически. Он все вре­мя чем-то был занят, то готовил, то строгал, но нико­гда не чувствовал сильной усталости. Только по но­чам он разрешал себе разговаривать с другими пленными и петь песни.

Платон много рассказывает о своей прежней кресть­янской жизни. В его речи присутствует множество пословиц и поговорок. Каратаев любил петь. Это бы­ло не просто любимое занятие, а скорее необходи­мость. Солдат любил поговорить. Даже если он расска­зывал о чем-то не очень существенном, в его речи все равно присутствовал оттенок «благообразия». У не­го не было «привязанностей, дружбы, любви», он просто любил людей, всех без исключения. В то вре­мя как все пленные относились к Каратаеву как к обычному солдату, для Пьера он служил «олицет­ворением простоты и правды». Платон не восприни­мал себя как отдельную личность. Он был частицей единого целого, народа.

Пьер испытывает на себе благоприятное воздейст­вие Каратаева. Слова, обращенные к Пьеру, полны сочувствия и доброжелательности. Одной из ключе­вых фраз, сказанных Каратаевым, была: «…не тужи, дружок: час терпеть, а век жить!»

Платон очень переживает за будущее Москвы, ведь она «городам мать». Каратаеву не нравится пес­симистический настрой Пьера по поводу того, что он находится сейчас в плену и думает, что нормальной жизни больше не будет. На такую жалобу Платон от­вечает опять же пословицей: «От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся». Чтобы подтвердить свои слова, он рассказывает Пьеру свою историю. Он как- то поехал «в чужую рощу за лесом», но его увидел сторож.

Каратаева секли, били, а потом отправили в сол­даты. Но, как человек оптимистичный, он увидел в этом происшествии и хорошую сторону. На войну должен был пойти его брат, у которого жена и пятеро детей.

Общение с Каратаевым дало Пьеру новые силы. Когда Безухову предложили перейти из солдатско­го балагана в офицерский, он не согласился. Ему нравилось разговаривать со своим новым прияте­лем и через общение с ним познавать самого себя. При выходе из Москвы Каратаев и Безухов были разлучены французским конвоем. Но позже снова встретились.

В поездке у Каратаева началась лихорадка. Днем он чувствовал себя очень плохо, но ночью «бывал особенно оживлен». Пьер услышал, как Платон рас­сказывает солдатам историю, которую он слышал уже шесть раз. История была о старом купце, у кото­рого были жена и дети. Однажды старый купец взял с собой товарища и поехал «к Макарью». На ночь купцы остановились на постоялом дворе. На следую­щее утро спутник старого купца был найден «заре­занным и ограбленным». Под подушкой старого куп­ца был найден тот самый нож, которым было совершено преступление. Купца осудили, наказали кнутом и выдернули ноздри, после этого отправив на каторгу.

Прошло «лет десять или больше того», и старик рассказал своим товарищам на каторге, как все про­изошло. За себя он не переживал, а все думал, как же без него живет семья.

В компании каторжан, по словам Каратаева, ока­зался тот самый человек, который убил купца. Он стал просить прощения у старика, но тот ответил, что все они грешны и он за свои грехи страдает.

Рассказывая все это, Каратаев «сиял восторжен­ной улыбкой», как будто в его рассказе был какой- то тайный смысл, известный одному. Эта востор­женная радость Каратаева очень согревала душу Пьера.

Своим душевным обновлением Пьер обязан Кара­таеву. «Бог в Каратаеве более велик, бесконечен и не­постижим, чем в признаваемом масонами Архитек- тоне вселенной».

Каратаев стал для Пьера критерием в оценке дру­гих лиц. Вспомнив о князе Андрее, Безухов начал не­вольно сравнивать этих двух людей. Они оба умерли и были одинаково дороги для Пьера. Платон Карата­ев «остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго».

Сочинения по литературе: Философия жизни платона каратаева

Мудр тот, кто знает не многое, а нужное

Мудрость человечества в терпимости

«Война и мир» - широкое историческое полотно, где главным героем является народ. И сам Л. Н. Толстой пишет об этом в своих дневниках: «Чтоб произведение было хорошо, надо любить в нем главную, основную мысль. Так… в «Войне и мире» я любил мысль народную». По мнению автора, именно народные массы творят историю, а не командование армией и не генералы.

Платон – один из представителей русского крестьянства. С ним знакомится Пьер Безухов в плену. После того, как он стал свидетелем страшного события – расстрела пленных, Пьер потерял веру в человека, в разумность его поступков. Он находится в подавленном состоянии. И именно встреча в бараке с Платоном вернула графа Безухова к жизни. «Рядом с ним сидел, согнувшись, какой-то маленький человек, присутствие которого Пьер заметил сначала по крепкому запаху пота, который отделялся от него при всяком его движении». Пьер наблюдает за тем, как Платон уверенными «круглыми» движениями разматывает бечевки на ногах. Граф и мужик оказались в одинаковом положении: они пленные. И в этой ситуации необходимо остаться человеком, самим собой, необходимо выстоять и выжить. Именно такому выживанию учится Пьер у Каратаева.

Платон у Толстого – собирательный образ, так же, как и Тихон Щербатый. Не случайно, представляясь Пьеру, он называет себя во множественном числе: «Солдаты Апшеронского полка… Меня Платоном звать, Каратаевы прозвище». Каратаев ощущает себя не отдельной личностью, а часть целого, частью народа: простых солдат, крестьянства. Его мудрость заключена в метких и емких пословицах и поговорках, за каждой из которых эпизод жизни Платона Каратаева. Например, «где суд, там и неправда». Он пострадал от несправедливого суда, и вынужден служить в армии. Однако Платон воспринимает любые повороты судьбы как должное, он готов приносить себя в жертву ради благополучия семьи: «… думали горе, ан радость! Брату бы идти, кабы не мой грех. А у брата меньшого сам-пят ребят, - а у меня, глади, одна солдатка осталась…Рок головы ищет».

Платон Каратаев любит каждого человека, каждое живое существо, весь мир. Не случайно он ласков с обычной бездомной собакой, по его философии, не только людей, но «и скота жалеть надо».

Платон воспитан на христианских традициях, а религия призывает нас к терпению и послушанию, жить «не нашим умом, а божьим судом». Поэтому он никогда не испытывал зла и обиды к людям. Раз уж так сложилась судьба, то нужно с честью выполнять свой воинский долг, защищать свою Родину: «Москва – она всем городам мать». Платон – патриот, Россия для него – это родная мать, и ради нее можно и с жизнью расстаться. Однако к врагам он не испытывает ненависти. Ведь войны ведут политики, императоры, при чем же здесь простой солдат? А пленным одинаково тяжело, какую бы из воющих сторон они не представляли. Платон с удовольствием шьет рубахи для французов и любуется своей работой.

После знакомства с Каратаевым Пьер начинает по-другому относится к жизни, ко всему тому, что с ним произошло. Платон для него – это идеал для подражания. Не случайно у Пьера он ассоциируется с чем-то «круглым». Круглым – значит, законченным, сформировавшимся, не принимающим на веру других принципов, «вечным олицетворением духа простоты и правды».

Конечно же, с жизненными принципами Платона Каратаева можно не согласиться. Не всегда нужно беспрекословно покоряться судьбе, быть рабом жизненных обстоятельств. Но что мне наиболее близко в образе Каратаева – это его любовь к жизни, к миру, ко всему человечеству. Его философия - философия христианская. А религия помогает жить любому человеку, в каких бы тяжелых условиях он не оказался, какие бы серьезные испытания не выпали ему. Это народная мудрость, сформированная веками.

«Но жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал».

Возможно, как солдат Каратаев слабый: настоящий воин должен, как Тихон Щербатый, ненавидеть врага. И в то же время Каратаев патриот. Но как человек, личность, Платон очень сильный и мужественный. Как сказал о народе в романе Кутузов: «Чудесный, бесподобный народ!» Я думаю, эти слова можно отнести к Платону Каратаеву и к его жизненным принципам. Если бы в армии не было людей, готовых не только непримиримо бить врага, но и философски относиться к жизненным трудностям, находить в себе силы достойно преодолевать их, то я думаю, без таких солдат Кутузов вряд смог бы победить честолюбивого Наполеона.

На такие же жертвы шел русский народ и в нашей недавней истории, чтобы победить фашизм.

Платон Каратаев, солдат Апшеронского полка, занимает особое место среди художественных персонажей романа "Война и мир". Общительный маленький человек с певучим голосом для всех находил ласковое слово, помогающее людям переносить в плену тяжелейшие страдания, любить жизнь даже в этих условиях, надеяться на лучшее: ". . . Не тужи, дружок: час терпеть, а век жить".

Каратаев был, судя по его рассказам, "давнишним солдатом", не любившим, но честно исполнявшим солдатскую службу, в течение которой "ни разу бит не был".

Облик Каратаева выражает его крестьянскую сущность: "приятная улыбка и карие, нежные глаза были круглые. . . зубы его ярко-белые и крепкие, которые все выказывались своими двумя полукругами, когда он смеялся (что он делал довольно часто), были все хороши и целы: ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, и все тело имело вид гибкости и в особенности твердости и сносливости".

Рисуя портрет Каратаева, автор подчеркивает во всем его внешнем облике "олицетворение всего русского, доброго и круглого". Платон является своеобразным символом гармонически цельного человека. В цельности, непосредственности его натуры проявляется бессознательная жизнь народа: "Каждое слово его и каждое действие было проявлением неизвестной ему деятельности, которая была его жизнь. Но жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная частица. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал".

Внимание автора особенно сосредоточено на внутреннем, душевном состоянии Платона Каратаева, не зависящем от внешних условий жизни: "Он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком не с известным каким-нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами".

Каратаев ни о чем не задумывается. Он живет как птица, так же внутренне свободно в плену, как и на воле, каждый вечер говорит: "Положи, господь, камушком, подними калачиком", каждое утро: "Лег - свернулся, встал - встряхнулся". Ничто его не заботит, кроме самых простых, естественных потребностей человека, всему он радуется, во всем умеет находить светлую сторону.
Крестьянский склад Кататаева, его прибаутки, доброта стали для Пьера "олицетворением духа простоты и правды". Однако в душу Пьера он не мог заронить стремление улучшить мир.
У Платона есть две любимые истории. Одна о том, как его отдали в солдаты за порубку чужого леса и как это получилось хорошо, потому что иначе пришлось бы идти младшему брату, а у того пятеро ребят. Другая - о старом купце, которого обвинили в убийстве и ограблении, а через много лет настоящий убийца, встретив его на каторге, пожалел старичка и признался в своей вине, но пока пришли бумаги об освобождении, старичок уже умер.

Обе эти истории вызывают восторг и радость Каратаева, но обе они о смирении, о том, как человек притерпелся к жестокости и несправедливости.

Платон Каратаев не высказывает недовольства жизнью, не протестует активно против зла и бедствий окружающей действительности. Он приемлет все, что посылает ему судьба. "От сумы да от тюрьмы не отказывайся; рок головы ищет; наше счастье, дружок, как вода в бредне: тянешь - надулось, а вытащишь ничего нету", - говорил он Пьеру, желая убедить его, что будущее неизвестно и никто не может знать, что с человеком случится.

Каратаев трудолюбив: "Он все умел делать не очень хорошо, но и не дурно. Он пек, варил, шил, строгал, тачал сапоги". О службе в солдатах Платон говорил неохотно и вспоминал преимущественно о своей жизни в деревне. Он рассказывал, что за порубку в чужой роще его били, судили и отдали в солдаты: "Думали горе, ан радость!"
Однако пассивность Каратаева не означает его внутреннего безразличия к добру и злу.

Герою тяжело видеть, как французы расправляются с жителями Москвы и разоряют город. "Москва она городам мать. Как не скучать на это смотреть", - говорил он Пьеру. "Да червь капусту гложе, а сам прежде того пропадав. . . ", - продолжает он, выражая надежду, что враг будет побежден.

Отсутствие открытого протеста, пассивность Каратаева объясняются его внутренней верой в то, что в жизни побеждают, в конце концов, добрые, справедливые силы, надо только терпеть, надеяться и верить. Его настроения и взгляды отражают психологию крепостного крестьянства, не умевшего отстаивать свои интересы, которое мирилось с вековой зависимостью от помещика.

Введение Платона Каратаева в действие эпопеи связано с тем, что Толстому важно было показать духовное возрождение Пьера под влиянием нравственных душевных качеств человека из народа. Толстой создает идеализированный образ Каратаева, построив его как олицетворение добра, любви, кротости и самоотречения. Эти душевные качества Каратаева в полной мере воспринимаются Пьером Безуховым, озаряя его духовный мир новой истиной.

Для всех остальных пленных Каратаев "был самым обыкновенным солдатом", над которым они слегка "добродушно трунили, посылали его за посылками" и звали Соколик или Платоша - он был для них простачком.

Пьер же, встретившись с Каратаевым в самые трудные дни своей жизни, многому у него научился. Доброта Каратаева, умение легко переносить жизненные трудности, его естественность, правдивость - все это привлекает Пьера.

Но "привязанностей, дружбы, любви, как понимал Пьер, Каратаев не имел никаких". Он жил среди людей, в сущности, одиноко, смиряясь с окружающим злом. В конце концов, это зло убило его: Каратаева пристрелили французские солдаты, когда он ослабел и не мог идти вместе со всеми пленными.

 

Возможно, будет полезно почитать: