Надо ли играть с ребенком и почему для этого не подходят гаджеты? Ответы нейропсихолога.

Ребенок рождается незрелым и его психо-физиологическое развитие проходит поэтапно. Для полноценного развития ребенку необходимо взаимодействие со взрослым.

 

 Тактильное и речевое обращение взрослого к младенцу необходимо для полноценного развития головного мозга ребенка. Такое обращение взрослого может иметь вид утрированного ласкового говорения, поглаживания ручек и ножек, качание, подбрасывание и т.п. и это будет одна из ранних форм игры.

 

 Самостоятельная игра по теории развития личности Эрика Эриксона начинается примерно с 3лет.

 

  А согласно Д.Эльконину сюжетно-ролевая игра является ведущим типом деятельности ребенка дошкольного возраста.

 

 

 Маленькие дети познают этот мир через ощущения, для этого им нужно пощупать предметы и попробовать «на зуб». Поэтому дети часто тянут в рот всякие несъедобные вещи - они, таким образом, познают окружающую среду. Все, что ребенок видит ему необходимо потрогать, для того что бы выделить этот предмет из окружающей среды, посредством этого действия, мозг ребенка формирует образ конкретного объекта. Таким образом, малыш соотносит зрительный образ с тактильными ощущениями и его мозг начинает распознавать форму, размеры, и прочие свойства объектов. Если же маленький ребенок будет просто видеть картинку на экране, без возможности исследовать ее тактильно, то образ предмета не сформируется.

 

 Так же, игра с предметами направлена как на формирование образа, так и на речевое развитие. Слово/название предмета или в последствие понятие привязывается к уже сложившемуся образу с его формой, цветом, текстурой и проч. характеристиками. Так же в процессе игры с предметами ребенок перебирает множество различных текстур, форм, запахов, вкусов, цветов на основании чего учиться определять характерные признаки тех или иных объектов и собирать их в целостную картину. Научается выделять предметы по существенным схожим признакам, например: яблоко - оно может быть, зеленое, красное, желтое, кислое, сладкое, круглое и т.п., но ребенок, в конечном счете, научается отличать красное яблоко, например, от помидора. Так происходит формирование очень важного свойства для мышления - навык обобщения по общему признаку, что в дальнейшем формирует навык обобщать словом, на основе чего мозг начинает формировать понятийную базу (зрительный образ привязывается к тактильным ощущениям и к словесному названию).

 

  

 


 

В гаджетах  очень трудно сформировать понятия большой маленький; под…над, так как не происходит соотнесение размеров в реальности, что очень успешно происходит при игре, например с «пирамидкой», когда малыш одевает кольца в порядке убывания размера кольца или игра в прятки.

 

 Если ребенок мало манипулирует предметами, то в последствии будут нарушения в   формировании образа цифр и букв. Так, например если образ цифры не подкреплялся счетом  сначала на пальцах, а затем на предметах (кубики, машинки, мячики и т.д.), счетных палочках, то цифра будет просто цифрой (картинкой), без закрепления за ней количественного понятия.

 

 В более старшем возрасте, роль игры становиться важной в плане развития спонтанного воображения и умения коммуницировать с другими людьми в социально приемлемых рамках.

 

Известный советский психолог Л.Выгодский считал, что умение детей до 5 лет максимально задействовать воображение является лучшей предпосылкой академической успеваемости в будущем. Для развития воображения лучше всего подходит спонтанная игра, т.е. игра не ограниченная какими-либо правилами и которая образуется стихийно под воздействием какого-то творческого стимула. В качестве таких стимулов могут, служить палки, камушки, коробки большие и маленькие, на основании которых может развернуться большое путешествие ил пиратское сражение, главное не мешать детям в этот момент. При этом наличие неограниченного доступа к гаджетам, где происходит переизбыток сенсорной стимуляции и минимально задействовано воображение ребенка, будет отвлекающим мозг ребенка от развития собственного воображения. Это объясняется тем, что человеческий мозг работает по принципу сохранения энергии и если мозг получает стимуляцию яркими картинками в переизбытке, то он не будет самостоятельно задействовать воображение и сэкономит энергию.

 

 Сюжетна-ролевая игра, которая станет ведущей, у 5-6 летних детей так же играет невосполнимую роль в развитии мозга человека и будет направлена уже на развитие эмоциональных зон мозга, на умение регулировать свои импульсивные действия, следовать правилам и имитировать деятельность взрослых. Дети, которые большее время дня играют в сюжетно-ролевые игры, становятся более коммуникабельными, научаются распознавать невербальные сигналы, обучаются по средством имитации взрослой деятельности, что в будущем позволит им успешнее войти в школьный коллектив, легче привыкнуть к новым для них школьным правилам, в данной игре начинает формироваться мотивационно-волевой компонент. В компьютерных играх, не смотря на созданную ролевую модель, которая уже задана разработчиками игры, задействован только один компонент направленное внимание, все остальные функции мозга практически не задействуются. Не происходит эмоционального контакта, так как отсутствует реальный партнер по игре, не развивается умение распознавать невербальные посылы. Не происходит обучение первичным навыкам взрослой жизни и профессий, перепробовав которые в сюжетно-ролевой игре ребенок, в более старшем возрасте, сможет выбрать как увлечение, а в последующем и как будущую профессию, т.е. не формируется мотивационная направленность на деятельность.