Нейропсихологическая диагностика,                      нейропсихологическое обследование детей

 

 

Нейропсихологическая диагностика проводится детям от 3,5 до 12 лет, при жалобах родителей на:

  •  «плохое» поведении (агрессивность, истерики, перепады настроения, неусидчивость, нарушения сна-бодрствования),
  • плохую успеваемость, сниженную мотивацию к учебе,
  •  проблемы  во взаимоотношениях со сверстниками и  учителями,
  • тревожность или замкнутость ребенка.

 

Целью диагностики является выявление слабых и сильных  сторон психики ребенка.  На основе полученных данных будет строиться коррекционная работа  по развитию слабых звеньев высших психических функций  с опорой на сильные звенья

К высшим психическим функциям относятся: память, внимание, восприятие, воображение, мышление, речь…пропорциональное развитие которых, позволяет ребенку успешно адаптироваться в социальной среде,  быть востребованным в социуме, хорошо учиться и быть стрессоустойчивым. Любой перекос в пере развитие одних высших психических функций и недоразвитии других, приводит к психологическим проблемам, затрагивающим целый ряд  психических функций и сфер жизни маленького человека.

 

Так у первоклассника с недоразвитием функции отвечающей за формировании письменного навыка будут, сложности, как с осваиванием письменной деятельности, так и сложности в отношениях со сверстниками и учителем.  Такие сложности возникнут за счет сильной перегрузки структур мозга, возникновению стресса связанного с трудностями в освоении письменного навыка, а так же видимой для самого ученика, своей  не успешности по сравнению со сверстниками, что постепенно приведет к снижению мотивации в учебе, получению «плохих отметок», замечанию со стороны учителя и недовольству родителей. Далее круг для ребенка замкнется и он окажется в напряженных отношениях не только со сверстниками и учителем, но и с родителями, что в свою очередь приведет к росту психического напряжения и еще большему снижению школьных способностей.

 

Согласно А. Лурия за навык письма отвечает сразу несколько зон в головном мозге, которые одновременно и взаимосвязаны и дифференцированы друг от друга, ребенку с недоразвитием функции письма будет показано комплексное нейропсихологическое обследование, на основе которого будет составлен индивидуальный план коррекции в обучении.

 

Проблемы школьной неуспеваемости связаны не только с нарушениями функций отвечающих за письменный навык, нарушения могут касаться и функций отвечающих за письменную и устную речь, восприятие зрительной и слуховой информации, счет, понимание алгоритмов и т.п. Все они приводят к разным проблемам с учебой и могут выявлять себя в разных классах. Так нарушения в понимании алгоритмов, могут не бросаться в глаза до 3-4 класса, пока в школьной программе не появятся более сложные условия задач.

 

Чем раньше выявляются нарушении в созревании высших психических функции, тем легче провести коррекционную работу и помочь школьнику в адаптации.

 


Работа по диагностике  начинается с предварительной беседы с родителями, на которой  нейропсихолог  собирает информацию и  изучает медицинские документы ребенка, на основе чего строится план диагностики.

 

Время необходимое для проведения исследования -1-2,5 часа.

 

После проведенного исследования ребенка, по желанию родителей может быть составлено письменное заключение по результатам обследование  или информация о состоянии высших психических функций в устной или простой письменной форме.