Помощь психолога при кризисе

В психологии развития есть такие понятия как кризисные этапы. Эти этапы являются переломными, проходя которые удачно взрослый человек становиться сильнее, мудрее, а ребенок приобретает новые навыки и умения, они обозначены определенными возрастными границами и присутствуют в жизни человека с первого года жизни. Мы оказываем помощь психолога при кризисе детям, их родителям и  взрослым, помогая преодолевать эти переломные  этапы, без потерь и получая от них ресурсы.


С детьми мы работаем с 3-лет - это один из первых кризисных этапов в развитии ребенка. На этом этапе мы помогаем малышу овладеть навыками самостоятельности, а его родителям понять его потребности в этом, а так же пережить его бурные требования и капризы. В результате работы у малыша снизятся капризы, эмоциональные вспышки и проявления агрессии, он научиться быть более самостоятельным, что в дальнейшем позволит сформировать человека успешного в деятельности.


Второй кризисный возраст ребенка - 6,5-7 лет. На этом этапе ребенок идет в школу, где впервые могут проявиться такие проблемы, как страхи, тревоги, поведенческие нарушения и проблемы неуспеваемости и адаптации к новому режиму и коллективу, а так же трудности, требующие  нейропсихологической коррекции. На этом этапе потребуется работа по психодиагностике - на основании которой мы проводим либо нейрокоррекционную работу, либо психологическую. С родителями проводятся дополнительные консультации по психообразованию и  даются рекомендации. Результатом работы будет являться укрепление психофизиологического состояния ребенка, повышение успеваемости, самооценки, развитие необходимых психологических функций соответствующих возрасту, что послужит крепкой базой для освоения всей школьной программы в будущем.


Следующий кризисный период – это подростковый. В настоящее время он сдвинулся в более ранний период развития. У девочек он может начаться с 11-12 лет, у мальчиков с 12 лет и протекать до 16 лет. Это один из самых сложных периодов развития, так как к психологическим изменениям подключаются бурно протекающие физиологические процессы. В этот период тяжело как самим подросткам, так и их родителям. На этом этапе мы помогаем подростку сформировать представление о собственном «Я», о своих целях и задачах в жизни, понять себя, свои потребности, свои реакции и научиться их регулировать. А их родителей мы поддерживаем, обучаем взаимодействию с их, так изменившемся ребенком,  подробно разъясняем  процессы, протекающие в психике их детей. В результате  работы подростку становиться  легче переживать гормональные всплески, он научается регуляции своего поведения и эмоций, лучше понимает себя и свои потребности, что в дальнейшем послужит фундаментом, на которой будет строиться здоровая личность взрослого человека.  У него налаживаются отношения с родителями и сверстниками. У родителей снижается тревога и негодование в отношении своего ребенка, что улучшает самочувствие и психологическое состояние, а так же  взаимоотношения в семье в целом.


Следующий кризисный этап развития наступает в возрасте  от  16-23 лет. В этом возрасте хоть и не так интенсивно, как в предыдущем этапе происходят физиологические изменения в становлении организма, что сказывается и на психологических процессах.  Так же этот возрастной этап совпадает с самым бурным отрезком жизни связанным со сдачей всевозможных экзаменов, формированию новых привязанностей и окончательному переходу во взрослую жизнь. На этом этапе мы оказываем помощь молодым людям в формировании уверенности в себе, снижению тревоги во время экзаменов, работаем над причинами неудач в отношениях с людьми, снижению страхов связанных с неопределенностью будущего. В этом возрасте психика практически сформировалась, но еще достаточна, гибка, поэтому на этом возрастном этапе психологическая работа бывает самой эффективной и составляет обычно не более  16-ти встреч.

 

Возрастной период с 23-35 лет не является сам по себе кризисным, но в этом периоде возникают первые семейные трудности, профессиональное становление и кризисы рождения ребенка- они  связанные со сменой привычного образа жизни, необходимостью адаптироваться к новым условиям, к новым социальным ролям, к которым иногда  они бывают не готовы. Мы помогаем разобраться в себе и адаптироваться как к новой семейной роли мужа или жены, новой профессиональной роли, смене места жительства, необходимости отделения от взрослых родителей или необходимости ухода за пожилыми родственниками, к появлению ребенка, к тому, что жизнь с ребенком - это неожиданная потеря части собственного «Я», на этом этапе мы помогаем пережить стресс, адаптироваться к нему и наладить взаимоотношения с партнером.


Самый трудный кризис считается возраст 40-42 лет, который еще называют переломным моментом. В этот период происходит переосмысление пройденной половины жизни и иногда может наступить ощущение того, что  я жил не правильно, а жизнь уходит. На этот возрастной период приходится наибольшее  количество разводов. Мы помогаем людям этого возраста пережить измены и разводы, преодолеть чувство безысходности и бессмысленности жизни, чувство опустошенности, усталости,  некоторым людям поменять профессию, получить новые навыки. Мы  поддерживаем тех, кто решился на создание новой семьи, бизнеса, на позднее рождение первого ребенка  или рождение второго третьего ребенка от другого отца/матери.  Помогая преодолеть кризисный этап сорокалетия, мы расширяем сознание, что помогает  человеку  найти  новый  вектор развития в профессии, семье, материнстве, отцовстве, в отношениях с детьми, родителями, с друзьями, коллегами, начальством, улучшить физическое здоровье (избавиться от соматических заболеваний, причинами которых являлись психологические проблемы; снизить или стабилизировать вес), что в целом укрепляет всю  личность человека и позволяет прожить вторую половину жизни более спокойно и счастливо.


Так же мы работаем с людьми, находящимися в кризисных состояниях после развода, измены, расставания с любимыми, потерями близких, авариями.